СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (глаголы-антонимы)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (глаголы-антонимы)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (глаголы-антонимы)»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (глаголы-антонимы)

Цель: Понимание и употребление в речи слов-антонимов с противоположным значением (глаголы-антонимы), с опорой на предметные картинки и через игру «Наоборот».

Задачи:


1. Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать у детей умение понимать и употреблять слова-антонимы с противоположными значениями в словосочетаниях и предложениях с использованием предметных картинок.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи.

Закреплять умение строить фразу по сюжетной картине.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.

Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности.



ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; игрушки кот Матроскин и пёс Шарик; картинки-перевёртыши; наборы парных картинок из игры «Контрасты»; «Чудесный мешочек»; видеозапись из мультипликационного фильма «Простоквашино»; мяч.


ХОД НОД

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(Психоэмоциональный настрой)


Логопед: Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай.

(Дети встают в круг, поворачивают голову вправо и передают улыбку соседу).

  1. ПОВТОРЕНИЕ

Логопед: Ребята, а как можно по-другому назвать слова с противоположным значением, слова-«неприятели»?

Ребёнок: Слова-«неприятели» - это слова-наоборот.

Логопед: В моём чудесном мешочке лежат разные предметы, но достать и разложить их надо по парам.

ИГРА «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ» Дети разделяются по парам.
Первый ребёнок из пары по инструкции логопеда: «Найди …» (например, длинный карандаш) достает из «Чудесного мешочка» один  предмет, а второй ребёнок, наоборот, должен найти короткий карандаш.

(широкая – узкая ленты, большой – маленький мячик и т.п.).



  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

Логопед: Ребята! Я получила от почтальона Печкина звуковое письмо, в котором он рассказывает про кота Матроскина и пса Шарика.

На экране ноутбука картинка.

Используется аудиозапись с голосом Печкина.

Почтальон Печкин: «Дорогие, ребята! Что-то странное происходит с котом Матроскиным и псом Шариком. Они поссорились. Пёс Шарик стал упрямым и перестал слушаться и всё делает наоборот.

Велит кот Матроскин ложиться спать – Шарик встаёт. Просит кот повернуться к нему – он отворачивается; просит собрать одежду – он её разбрасывает по всей комнате; просит улыбнуться – пёс плачет. Даже дядя Фёдор стал называть пса Шарика – Шарик - Наоборот.

(Уточняются действия с противоположным значением: ложиться – вставать, убирать – разбрасывать и т.п.).

Логопед: Предлагаю отправиться в необычное путешествие в ю деревню Простоквашино и разобраться, что же происходит с Шариком. Наверное, Шарику понравились слова - «недруги», обозначающие действие. А у всех слов есть слова-недруги?

Дети: Нет, не у всех.

Логопед: Подумайте. У каких слов не может быть слов-наоборот.

Дети: Нога. Карандаш. Корова и т.д.

Логопед: Отправляемся в путешествие. Выходим из садика, подходим к дороге… (Выставляется плакат).

Вспомним, как учили нас:

Подошли к дороге – РАЗ!

Смотрим влево,

Смотрим вправо,

И ещё налево – ДВА!

Нет машин – шагай вперёд,

Начинаем переход!

Логопед: Молодцы ребятишки, правильно перешли улицу, и подошли к железнодорожному вокзалу, а вот и наш поезд. (Стоящие в ряд стульчики) – это салон нашего поезда. Достаньте свои билеты, рассмотрите узор на билете и такой же узор найдите на сиденьях. Займите каждый свое место.

В путешествие поедем,

                            И, конечно же, там встретим:

Пса Шарика и кота Матроскина.


  1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Логопед: Ой, за окном нашего поезда я увидела птицу. Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению. Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел)

Пара слов «друг – враг».

Логопед: Ребята, чтобы в пути не грустить, а веселиться предлагаю вспомнить игру для наших пальчиков «Дятел».


  1. ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(Припоминание по зрительным опорам и по памяти антонимов, изученных ранее.)

Логопед: Путь наш не близкий, а далёкий. Поэтому, чтобы не скучать предлагаю поиграть в игру. Давайте вспомним слова - «недруги», слова с противоположным значением, «слова-наоборот», которые мы уже знаем!

Вода бывает горячая, а бывает …(холодная).

Логопед стоит в центре и бросает каждому ребёнку мяч, произнося начало предложения, а ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его словом - антонимом:

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …

Карандаш тупой, а нож …
Молоко жидкое, а сметана …

У мальчика руки грязные, а у девочки …

Сахар сладкий, а перец….
  Дорога широкая, а тропинка…
Пластилин мягкий, а камень…
Папа говорит громко, а сынок…
Дедушка несет тяжелую сумку, а бабушка…

  1. ЗНАКОМСТВО С ГЛАГОЛАМИ-АНТОНИМАМИ

Логопед: Весело нам было в пути, ведь мы играли. А вот и Простоквашино (выставляется картинка).


Выходим из вагончиков и подходим к домику.

Логопед: Ребята, кто нас встречает?

Ребёнок: Кот Матроскин.

Ребёнок: Пёс Шарик.

Выставляются картинки или игрушки кота Матроскина и пса Шарика.

(Логопед разными голосами разговаривает за кота Матроскина и пса Шарика).

Логопед: Ребята, посмотрите, один из них веселится, а другой грустит.

Логопед: Кто веселится?

Ребёнок: Кот Матроскин веселится.

Логопед: А кто грустит?

Ребёнок: Пёс Шарик грустит.

Обращается внимание на то, что действие «веселиться» противоположное действию «грустить».

Пёс Шарик: Я теперь всегда буду грустить и поэтому всё делать, что мне скажет Матроскин наоборот из вредности.

Логопед: Что ты будешь делать?

Кот Матроскин: Я его прошу:

Сними шубу.

Пёс Шарик: Нет, я надену ещё одну шубу.

Кот Матроскин: Я его прошу:

Почини забор.


Пёс Шарик: Нет, я лучше сломаю забор.


Кот Матроскин: Я его прошу:

Почисти сапоги.


Пёс Шарик: Нет, я испачкаю сапоги.


Кот Матроскин: Я его прошу:

Поймай мяч.


Пёс Шарик: Нет, смотри, я бросаю мяч.


Кот Матроскин: Я его прошу:

Подплыви ко мне на лодке, а он, нарочно,

отплывает подальше от меня.

Пёс Шарик: Я лучше отплыву от тебя подальше.


  1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - ИГРА «НАОБОРОТ»

Логопед предлагает детям на несколько минут стать такими, как пёс Шарик, который всё делает НАОБОРОТ, т.е. выполнять противоположные действия:

встать со стульчика – (сесть)

опустить руки – (поднять)

открыть рот – (закрыть)

показать ладони – (спрятать)

поднять руки – (опустить)

согнуть руки – (распрямить) и т.п.

Логопед: Ребята, понравилось вам всё делать наоборот? (Ответы детей).

Кот Матроскин: Вот видите, какой он противный и делает все действия с противоположным значением, наоборот. Ребята, а что лучше грустить или веселиться?

Ребёнок: Конечно же, веселиться лучше, чем грустить.

Логопед: Ребята, а что лучше ссориться или мириться?

Ребёнок: Конечно же, мириться лучше, чем ссориться.

Обращается внимание на то, что действие «ссориться» противоположное действию «мириться».

Пёс Шарик: Хорошо, я не буду больше грустить, не буду ссориться, но вы должны поиграть с нами.


IV. ИГРА «КАРТИНКИ-ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Логопед: Чтобы не скучать, можно поиграть в игру «Перевёртыши». Наши дети умеют играть, они и вас научат. У меня картинки. Надо правильно составить по картинке предложение. Если предложение составите правильно, то я покажу её и с обратной стороны.

На первой картинке девочка снимает фартук.

Ребёнок: Девочка снимает фартук.

Логопед: Какое действие в этом предложении?

Ребёнок: Снимает.

Логопед (переворачивает картинку): Назовите противоположное действие и составьте новое предложение.

Ребёнок: Девочка надевает фартук.

Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:

Папа вешает картину (снимает).

Мальчик чинит машинку (ломает).

Мальчик пачкает рубашку (чистит).

Девочка ловит мяч (бросает).

Бабушка выдёргивает морковку (сажает).

Мальчик встаёт со стула (садится).


Мальчик надевает рубашку (снимает).

Папа чинит машинку (ломает).

Кот включает телевизор (выключает).

Мальчик на велосипеде приехал (уехал).

Ракета взлетает (приземляется).


Мальчик ловит бабочку (выпускает).

Обращается внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные слова.

Появляется почтальон Печкин, здоровается с детьми.

Почтальон Печкин: У меня есть конверт с картинками.

Он просит, чтобы каждый ребёнок самостоятельно составил предложение по индивидуальной картинке, но надо выделить в нём действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие – наоборот (уже без наглядной опоры).

У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию дети уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.)

Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями:

подплыть – отплыть

прилетают - улетают

завязать – развязать

пододвинуть – отодвинуть

подлететь – отлететь

вбежать – выбежать

заходить – выходить и др.

Пёс Шарик: Мне очень понравились картинки, я научился многому у вас ребята. Мы будем играть, составлять предложения. Я обещаю, что никогда больше не буду Шариком-Наоборот.

Кот Матроскин и пёс Шарик хвалят детей, благодарят их за игру и обещают, что больше никогда не будут ссориться, а если поссорятся, то сразу же помирятся.

Логопед: Ну, а нам с вами пора возвращаться в группу. Закрывайте глазки и как только я назову число 5, вы свои глазки откроите.


1, 2, 3, 4, 5 вот и в группе мы опять.


VI. ИТОГ ПУТЕШЕСТВИЯ

Логопед: Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях.

Дети: Мы побывали в гостях у кота Матроскина и пёсика Шарика.

Логопед: Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был Шарик – Наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.

- Ребята, что запомнилось, понравилось, что было трудным или очень легким? - Почему?

- Что помогло справиться с заданием?

- Чему сегодня научились?

- Что узнали нового?

- Где это пригодится?

Наше путешествие закончилось, всем спасибо! До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!