КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (глаголы-антонимы)
Цель: Понимание и употребление в речи слов-антонимов с противоположным значением (глаголы-антонимы), с опорой на предметные картинки и через игру «Наоборот».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные задачи:
Формировать у детей умение понимать и употреблять слова-антонимы с противоположными значениями в словосочетаниях и предложениях с использованием предметных картинок.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи.
Закреплять умение строить фразу по сюжетной картине.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.
Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук; игрушки кот Матроскин и пёс Шарик; картинки-перевёртыши; наборы парных картинок из игры «Контрасты»; «Чудесный мешочек»; видеозапись из мультипликационного фильма «Простоквашино»; мяч.
ХОД НОД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед: Собрались мы с вами в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай.
(Дети встают в круг, поворачивают голову вправо и передают улыбку соседу).
ПОВТОРЕНИЕ
Логопед: Ребята, а как можно по-другому назвать слова с противоположным значением, слова-«неприятели»?
Ребёнок: Слова-«неприятели» - это слова-наоборот.
Логопед: В моём чудесном мешочке лежат разные предметы, но достать и разложить их надо по парам.
ИГРА «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ» Дети разделяются по парам.
Первый ребёнок из пары по инструкции логопеда: «Найди …» (например, длинный карандаш) достает из «Чудесного мешочка» один предмет, а второй ребёнок, наоборот, должен найти короткий карандаш.
(широкая – узкая ленты, большой – маленький мячик и т.п.).![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_4.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_10.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_11.jpeg)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ
Логопед: Ребята! Я получила от почтальона Печкина звуковое письмо, в котором он рассказывает про кота Матроскина и пса Шарика.
На экране ноутбука картинка.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_12.png)
Используется аудиозапись с голосом Печкина.
Почтальон Печкин: «Дорогие, ребята! Что-то странное происходит с котом Матроскиным и псом Шариком. Они поссорились. Пёс Шарик стал упрямым и перестал слушаться и всё делает наоборот.
Велит кот Матроскин ложиться спать – Шарик встаёт. Просит кот повернуться к нему – он отворачивается; просит собрать одежду – он её разбрасывает по всей комнате; просит улыбнуться – пёс плачет. Даже дядя Фёдор стал называть пса Шарика – Шарик - Наоборот.
(Уточняются действия с противоположным значением: ложиться – вставать, убирать – разбрасывать и т.п.).
Логопед: Предлагаю отправиться в необычное путешествие в ю деревню Простоквашино и разобраться, что же происходит с Шариком. Наверное, Шарику понравились слова - «недруги», обозначающие действие. А у всех слов есть слова-недруги?
Дети: Нет, не у всех.
Логопед: Подумайте. У каких слов не может быть слов-наоборот.
Дети: Нога. Карандаш. Корова и т.д.
Логопед: Отправляемся в путешествие. Выходим из садика, подходим к дороге… (Выставляется плакат).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_13.jpeg)
Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге – РАЗ!
Смотрим влево,
Смотрим вправо,
И ещё налево – ДВА!
Нет машин – шагай вперёд,
Начинаем переход!
Логопед: Молодцы ребятишки, правильно перешли улицу, и подошли к железнодорожному вокзалу, а вот и наш поезд. (Стоящие в ряд стульчики) – это салон нашего поезда. Достаньте свои билеты, рассмотрите узор на билете и такой же узор найдите на сиденьях. Займите каждый свое место.
В путешествие поедем,
И, конечно же, там встретим:
Пса Шарика и кота Матроскина.
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ
Логопед: Ой, за окном нашего поезда я увидела птицу. Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению. Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_14.jpeg)
Пара слов «друг – враг».
Логопед: Ребята, чтобы в пути не грустить, а веселиться предлагаю вспомнить игру для наших пальчиков «Дятел».
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_15.jpeg)
ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
(Припоминание по зрительным опорам и по памяти антонимов, изученных ранее.)
Логопед: Путь наш не близкий, а далёкий. Поэтому, чтобы не скучать предлагаю поиграть в игру. Давайте вспомним слова - «недруги», слова с противоположным значением, «слова-наоборот», которые мы уже знаем!
Вода бывает горячая, а бывает …(холодная).
Логопед стоит в центре и бросает каждому ребёнку мяч, произнося начало предложения, а ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его словом - антонимом:
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Карандаш тупой, а нож …
Молоко жидкое, а сметана …
У мальчика руки грязные, а у девочки …
Сахар сладкий, а перец….
Дорога широкая, а тропинка…
Пластилин мягкий, а камень…
Папа говорит громко, а сынок…
Дедушка несет тяжелую сумку, а бабушка…
ЗНАКОМСТВО С ГЛАГОЛАМИ-АНТОНИМАМИ
Логопед: Весело нам было в пути, ведь мы играли. А вот и Простоквашино (выставляется картинка).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_17.jpeg)
Выходим из вагончиков и подходим к домику.
Логопед: Ребята, кто нас встречает?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_19.jpeg)
Ребёнок: Кот Матроскин.
Ребёнок: Пёс Шарик.
Выставляются картинки или игрушки кота Матроскина и пса Шарика.
(Логопед разными голосами разговаривает за кота Матроскина и пса Шарика).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_21.jpeg)
Логопед: Ребята, посмотрите, один из них веселится, а другой грустит.
Логопед: Кто веселится?
Ребёнок: Кот Матроскин веселится.
Логопед: А кто грустит?
Ребёнок: Пёс Шарик грустит.
Обращается внимание на то, что действие «веселиться» противоположное действию «грустить».
Пёс Шарик: Я теперь всегда буду грустить и поэтому всё делать, что мне скажет Матроскин наоборот из вредности.
Логопед: Что ты будешь делать?
Кот Матроскин: Я его прошу:
Сними шубу.
Пёс Шарик: Нет, я надену ещё одну шубу.
Кот Матроскин: Я его прошу:
Почини забор.
Пёс Шарик: Нет, я лучше сломаю забор.
Кот Матроскин: Я его прошу:
Почисти сапоги.
Пёс Шарик: Нет, я испачкаю сапоги.
Кот Матроскин: Я его прошу:
Поймай мяч.
Пёс Шарик: Нет, смотри, я бросаю мяч.
Кот Матроскин: Я его прошу:
Подплыви ко мне на лодке, а он, нарочно,
отплывает подальше от меня.
Пёс Шарик: Я лучше отплыву от тебя подальше.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА - ИГРА «НАОБОРОТ»
Логопед предлагает детям на несколько минут стать такими, как пёс Шарик, который всё делает НАОБОРОТ, т.е. выполнять противоположные действия:
встать со стульчика – (сесть)
опустить руки – (поднять)
открыть рот – (закрыть)
показать ладони – (спрятать)
поднять руки – (опустить)
согнуть руки – (распрямить) и т.п.
Логопед: Ребята, понравилось вам всё делать наоборот? (Ответы детей).
Кот Матроскин: Вот видите, какой он противный и делает все действия с противоположным значением, наоборот. Ребята, а что лучше грустить или веселиться?
Ребёнок: Конечно же, веселиться лучше, чем грустить.
Логопед: Ребята, а что лучше ссориться или мириться?
Ребёнок: Конечно же, мириться лучше, чем ссориться.
Обращается внимание на то, что действие «ссориться» противоположное действию «мириться».
Пёс Шарик: Хорошо, я не буду больше грустить, не буду ссориться, но вы должны поиграть с нами.
IV. ИГРА «КАРТИНКИ-ПЕРЕВЁРТЫШИ»
Логопед: Чтобы не скучать, можно поиграть в игру «Перевёртыши». Наши дети умеют играть, они и вас научат. У меня картинки. Надо правильно составить по картинке предложение. Если предложение составите правильно, то я покажу её и с обратной стороны.
На первой картинке девочка снимает фартук.
Ребёнок: Девочка снимает фартук.
Логопед: Какое действие в этом предложении?
Ребёнок: Снимает.
Логопед (переворачивает картинку): Назовите противоположное действие и составьте новое предложение.
Ребёнок: Девочка надевает фартук.
Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:
Папа вешает картину (снимает).
Мальчик чинит машинку (ломает).
Мальчик пачкает рубашку (чистит).
Девочка ловит мяч (бросает).
Бабушка выдёргивает морковку (сажает).
Мальчик встаёт со стула (садится).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_22.jpeg)
Мальчик надевает рубашку (снимает).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/19/s_5cb9764858f68/1142936_24.jpeg)
Папа чинит машинку (ломает).
Кот включает телевизор (выключает).
Мальчик на велосипеде приехал (уехал).
Ракета взлетает (приземляется).
Мальчик ловит бабочку (выпускает).
Обращается внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные слова.
Появляется почтальон Печкин, здоровается с детьми.
Почтальон Печкин: У меня есть конверт с картинками.
Он просит, чтобы каждый ребёнок самостоятельно составил предложение по индивидуальной картинке, но надо выделить в нём действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие – наоборот (уже без наглядной опоры).
У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию дети уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.)
Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями:
подплыть – отплыть
прилетают - улетают
завязать – развязать
пододвинуть – отодвинуть
подлететь – отлететь
вбежать – выбежать
заходить – выходить и др.
Пёс Шарик: Мне очень понравились картинки, я научился многому у вас ребята. Мы будем играть, составлять предложения. Я обещаю, что никогда больше не буду Шариком-Наоборот.
Кот Матроскин и пёс Шарик хвалят детей, благодарят их за игру и обещают, что больше никогда не будут ссориться, а если поссорятся, то сразу же помирятся.
Логопед: Ну, а нам с вами пора возвращаться в группу. Закрывайте глазки и как только я назову число 5, вы свои глазки откроите.
1, 2, 3, 4, 5 вот и в группе мы опять.
VI. ИТОГ ПУТЕШЕСТВИЯ
Логопед: Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях.
Дети: Мы побывали в гостях у кота Матроскина и пёсика Шарика.
Логопед: Я думаю, что вы никогда не будете такими, каким был Шарик – Наоборот. Всегда будете слушаться своих родителей, бабушек, дедушек и воспитателей. Будете воспитанными, культурными, добрыми детьми.
- Ребята, что запомнилось, понравилось, что было трудным или очень легким? - Почему?
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Наше путешествие закончилось, всем спасибо! До свидания.