СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (прилагательные-антонимы) «Прогулка в весенний лес»)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ  В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (прилагательные-антонимы) «Прогулка в весенний лес»)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (прилагательные-антонимы) «Прогулка в весенний лес»)»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «СЛОВА-АНТОНИМЫ» (прилагательные-антонимы) «Прогулка в весенний лес»)

Цель:

Понимание и употребление в речи слов-антонимов с противоположным значением (прилагательные-антонимы), с опорой на предметные картинки и через игру «Наоборот».

Задачи:


Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать у детей умение понимать и употреблять слова-антонимы с противоположными значениями в словосочетаниях и предложениях с использованием предметных картинок.


Коррекционно-развивающие задачи:

Активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи.

Закреплять умение составлять предложения с предлогом без.

Уточнять представления детей о весне, весенних явлениях и изменениях, происходящих в природе.



Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать активность, интерес к речевой деятельности, вызывать желание помогать сверстникам при выполнении заданий


ОБОРУДОВАНИЕ: скамейка; здоровьесберегающие дорожки; кочки; деревья; картинки весны солнца, подснежников, ручейка, птиц, вербы проталин; магнитная доска; конверты с цифрами; карандаши, схемы; мяч.

ХОД НОД

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Логопед: Ребята,  я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим, друг другу свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!

Кем-то придумано просто и мудро

С каждым здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте друг другу и нашим гостям

скажем: «Доброе утро»

  1. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Логопед: Дети, сегодня я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна)

Правильно ребята, это весна. Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Какое ласковое и нежное слово – весна! И нет уже сна. Я приглашаю вас на прогулку в весенний лес.

Раз, два, три,

По дорожке мы прошли (маршируют)

Петлять тропинка начала

Среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко,

Головушку подняв

(идут на носочках с высоко поднятой головой).

Вот мы кочки увидали,

Через них мы прыгать стали

(прыгать через «кочки»)

Впереди течет ручей,

Подходите поскорей

Руки в стороны расставим,

Переходить его мы станем.

Весенний лес. На дереве письмо.

  1. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ


Логопед: Как вы думаете, от кого письмо? (ответы детей)

Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята». Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания. (Сели на скамейку).


III. ПОВТОРЕНИЕ (закреплять навык составления предложений с предлогом без).


Логопед: А вот и первое задание (конверт с цифрой 1).

Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

(После каждого ответа ребёнка прикрепляется картинку на магнитную доску (яркое солнышко, весёлый ручеёк, проталины, сосульки и т.д.)

Ребёнок: Весны не может быть без яркого солнца.

Ребёнок: Весны не может быть без возвращения птиц.

Ребёнок: Весны не может быть без проталин.

Ребёнок: Весны не может быть без ледохода.

Ребёнок: Весны не может быть без луж от тающего снега.

Ребёнок: Весны не может быть без набухающих почек на деревьях.

Ребёнок: Весны не может быть без радостного пения птиц.

Ребёнок: Весны не может быть без подснежников.

На мультимедиа появляются подснежники.

Логопед: Посмотрите, что это? Выполнив задание, мы вернули одну из примет весны. Это подснежники.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Подснежники»

Вот подснежники проснулись

(встают, протирают глаза),

Улыбнулись (улыбаются),

Потянулись (тянутся),

Раз – росой умылись (умываются),

Два – изящно покружились (кружатся),

Три – нагнулись и присели

(наклоняются и приседают),

А четыре полетели (бегают),

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ

Подошли к «полянке». Шум ветра.

Логопед: Как можно по-другому можно назвать слова, противоположные по значению?

Ребёнок: Слова, противоположные по значению – слова - «неприятели» или слова-наоборот.

Логопед: Сегодня, мы вспомним уже знакомые нам слова-наоборот и познакомимся с новыми словами-наоборот, обозначающими признаки предметов. С помощью слов - «неприятелей» можно сравнивать предметы.

Ребята, я вижу второе задание (конверт с цифрой 2)

В лесу ветер заколдовал картинки. Давайте их расколдуем, вам нужно найти картинку, противоположную по значению и разложить их парами:

Дерево высокое – куст низкий

У сосны иглы длинные, а у ели … .

У клёна листья большие, а у берёзы ... .

У дуба ствол толстый, а у берёзы … .

У берёзы ствол светлый, а у клёна … .

Река глубокая – ручей мелкий

Ветка длинная – ветка короткая

Пень высокий – пень низкий

(Каждая пара картинок раскладывается на столе, рассматривается, разбирается всеми детьми и объясняется, почему именно эти картинки подходят к паре слов- признак с противоположным значением.)

Зажурчал ручеек. На мультимедиа появляется ручеек.

Логопед: Что вы услышали? Какую примету весны мы нашли? (ответы детей). Продолжим путешествие. Задание 3. Вижу две дорожки: одна широкая, а другая узкая. Подойдём поближе к ним.

Продолжить путь можно только по такой же дорожке, по которой идёт собачка (выставляется картинка).

Логопед: Ребята нам надо определить, по какой дорожке идёт собачка, а по какой кошечка.

Ребёнок: Кошка идёт по узкой дорожке.

Ребёнок: Собачка идёт по широкой дорожке.

Логопед: Значит, по какой пойдём дорожке?

Дети: Мы пойдём по широкой дорожке.

Вижу конверт с цифрой 4 около широкой дорожки.

Задание: Под каждым рисунком нарисуйте противоположную фигуру.

(У каждого ребёнка на столе схема и карандаш).


Звучит музыка весеннего леса. На мультимедиа появляются почки на деревьях.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра «Сморит, не ошибись!»

Логопед: А вот и конверт с цифрой 5. Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик. Давайте поиграем в интересную игру ««Сморит, не ошибись!» Я буду называть вам слова, а вы постараетесь подобрать для них слова с противоположным значением, слова-наоборот (без наглядной опоры - под музыку):

Зимой лед толстый – а весной (тонкий).

Зимой день короткий – а весной (длинный).

Ручей широкий, а ручеек (узкий).

Чай горячий, а сосулька (холодная) т.д.

На мультимедиа появляется солнышко.

Логопед: Посмотрите, что это? Молодцы! Вы правильно выполнили задание, и появилась еще одна примета. Это яркое солнышко.


V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Логопед: Ребята, смотрите внимательно, я вижу низкие ёлочки и высокие.

На одном из деревьев должен быть ещё один конверт. Кто из вас его увидел? (Дети находят конверт на низкой елочке).

На какой елочке (Имя ребёнка) ты увидел конверт? (Ответы детей).

Конверт с цифрой 6. Весной просыпается не только природа, но и животные.

Посмотрите внимательно, что вы видите, какие животные спрятались в лесу?

В конверте картинки диких животных. (Ответы детей).

Логопед: Волк – злой, невезучий, голодный … А какой заяц?

Дети: Заяц – добрый, удачливый,…

Логопед: злой – добрый, невезучий – удачливый, сытый – голодный.

Какие это слова? (Ответы детей)

Подвести детей к пониманию, что это слова – «недруги», слова-наоборот с противоположным значением, обозначающие признаки.

Задание (Каждый ребёнок самостоятельно по индивидуальным картинкам должен выделить противоположные признаки животных и составить предложение).

большой, а - … .

слабая, а - … .



хищное животное, а - … .



У хвост длинный, а у - … .

На мультимедиа появляются сосульки, проталины.

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, мы расколдовали все приметы весны.

Звучит музыка. Входит Весна.

На мультимедиа появляются картинки Весны.

Логопед: Дети, кто к нам пришел?

Дети: Весна!

Весна: Молодцы! Какие приметы вы вернули? (дети должны перечислить приметы весны). Ребята, бывает весна ранняя и поздняя. Сегодня, вы подбирали слова-признаки с противоположным значением и помогли вернуть приметы ранней весны. Я к вам ещё вернусь, и мы вспомним приметы поздней весны. Спасибо всем вам!

Логопед: 1, 2, 3

Вокруг себя обернись и

снова в группе очутись!

(Дети возвращаются в детский сад).

ИТОГ

Логопед: Ребята, что запомнилось, понравилось, что было трудным или очень легким?

- Почему?

- Что помогло справиться с заданием?

- Чему сегодня научились?

- Что узнали нового?

- Где это пригодится?

Наше путешествие закончилось, всем спасибо! До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!