Конспект занятия по изобразительному искусству «В каждом шарже правда есть».
Цель: знакомство детей с особенностями изображения человека в рисунке-шарже
Задачи:
Обучающая — сформировать представление о карикатуре и шарже
Воспитательная — воспитывать уважение к одноклассникам, через творческое изображение товарища в шарже.
Развивающая — развитие фантазии и образного мышления детей, глазомера и аккуратности при выполнении творческого задания, повторение знаний, полученных на уроках по теме «портрет».
План:
1. Организационная часть
2. Основная часть (беседа, выполнение творческого задания)
3. Подведение итога занятия.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Приветствие детей.
2. Основная часть. Ход мероприятия.
Беседа. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня, в самом начале апреля мы поговорим о юморе и веселых шутках, которые можно увидеть в картинах и рисунках известных художников. Тем более, что 1 апреля считается днём смеха и розыгрышей!
Какие розыгрыши вы обычно устраиваете в этот день, полный шуток и радости? (ответы детей)
Совсем недавно мы с вами изучали жанр «Портрет», запоминали разные виды портретов и разные способы их изображения: парадный, автопортрет, групповой, камерный, скульптурный…
Сегодня вы узнаете о необычных новых способах изображения человека, которые используют современные художники. Для такого способа рисования надо обладать творческим видением и юмористическим подходом при изображении человека.
Как вы думаете, ребята, можно ли нарисовать человека так, чтобы он получился смешным и в тоже время, не обиделся на вас, как на художника? (ответы детей)
Французы говорят: «Смешное убивает». Вы наверное сами замечали, что иногда человек может пошутить так, что окружающие обижаются. Но и в тоже время есть юмористы, которые своими словами вызывают только улыбки и добрый смех. Так же и у художников…
Есть художники — сатирики. Они в своём творчестве высмеивают окружающих, подмечая их особенности. Например в рисунке О.Домье «Дон Кихот» (показ репродукции). Образ Дон Кихота, как нелепого и смешного героя, не обладающего большой физической силой, художник передаёт с большим мастерством. В тоже время он подчёркивает его силу духа над силой тела. Это художественное произведение демонстрирует особенности данного литературного героя.
Другие художники — карикатуристы, обладающие чувством юмора, фантазией и смелостью. Как правило, они изображают политиков, артистов и других известных личностей, чтобы разоблачить их, высмеять и показать иногда даже и в неприглядном виде. В далёкие времена любили рисовать карикатуры на дам, пышные платья и высокие причёски которых вызывали улыбки и смех. (показ карикатуры, в которой парикмахер встал на костыли, чтобы достать до причёски. Садовник с обезьянкой собирают яблоки, в это время у прогуливающейся дамы обезьянка снимает с причёски фрукты — раньше причёски украшали корабликами и фруктовыми композициями).
Объяснение творческого задания.
Сегодня вы попробуете свои силы в выполнении дружеского шаржа на соседку по парте в образе матрёшки. Так как вы ещё юные, но уже очень талантливые художники, вам помогут фотографии ваших одноклассниц, которые вы вырежете и наклеите на чистый лист с силуэтным рисунком матрёшки.
1. Карандашом наметьте детали одежды, основные узоры и орнаменты, которые будут украшать вашу матрёшку.
2. С помощью цветных карандашей или фломастеров заполните цветом ваших матрёшек, обращая внимание на аккуратность при выполнении мелких деталей.
3. После выполнения шаржа обязательно напишите пожелание тому, кого вы изобразили — именно так поступают художники, рисующие шаржи. Можно даже придумать стихотворение!!!
Во время выполнения творческого задания звучит музыкальный фон: И.С.Бах «Шутка» и подборка весёлых детских песен.
3. Подведение итога занятия.
После выполнения рисунков, учитель и дети анализируют получившиеся образы, дарят их друг другу.