СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по коми языку "Внешность человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект занятия по коми языку на тему "Внешность человека"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по коми языку "Внешность человека"»

Технологическая карта урока коми языка

Тема: «Внешность человек».

Учитель: Петрова Евгения Александровна

Место работы: МОУ «СОШ» с УИОП № 40

Должность: учитель коми языка

Предмет: коми язык.

Класс: 2 класс.

Номер урока в теме: 1.

Базовый учебник: М.И.Вахнина, Н.А. Кинева «Коми кыв».

Цель урока: создать условия для ознакомления с лексикой по теме «Человек».

Задачи:

- обучающие

познакомить с лексикой: ЮР, ПЕЛЬ, НЫР, КИ, КОК, ЮРСИ, СИН;

  • познакомить с частями тела человека;

  • обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний

  • обучать правописанию новых слов .

- развивающие

  • развивать языковые, интеллектуальные, творческие способности учащихся;

  • развивать познавательную активность учащихся.

- воспитательные

  • воспитать положительное отношение к изучению коми языка как средству общения;

  • воспитать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: урок постановки и решения учебных задач.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Методы: игровой, словесный, наглядный, проблемно-диалогический метод.

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, ИКТ, групповая технология, деятельностный подход.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

(в мин.)


1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Слайд 1


Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности:

- Видза оланныд, челядь!




- Пуксьöй.









Приветствуют учителя:

- Видза оланныд!

Личностные:

- самоопределение;

- ориентация на успешную учебную деятельность.

1 мин.

2.

Актуализация знаний

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.


Слово учителя:

- Ребята, проверим, насколько хорошо вы усвоили материал, который мы изучили на прошлых уроках

Слайд 2 Повтор звуков


- Попробуйте найти в словаре любые три слова с сочетанием данных звуков.

Слайд 3 Например: Джадж – полка, СьÖм – деньги, Тшак- грибы

Слайд 4 Повтор цифр


куим 3 вит 5 дас 10 кык 2

нёль 4 квайт 6 Öкмыс 9 сизим 7

Слово учителя:

- Каких чисел не хватает?


Слайд 5 Переведи на коми язык

Слайд 6

Слайд 7







Ответы учащихся:


Зь,Ль,Ысь,Дж,Нь,Тш,Дж,Сьё,Джо,Дзь,ТшÖ, Öш, Öдзь



Примерные ответы учащихся:

Видза, дзоридз, тшыг, джодж



Ответы учащихся:

2- кык 3-куим 4 нёль

5 – вит 6 – квайт 7 - сизим

10 - дас



Учащиеся отвечают на вопрос:

(Öти, кÖкъямыс,)


Ответы учащихся:

Кык кань

Нёль Öшинь

Вит мач

Регулятивные: принимают учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: анализируют,

делают умозаключение,

- построение логической цепи рассуждений,

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; повторяют.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

10 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся


Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слайд 8 ТайÖ мый? Покажите на себе. А как это будет по-коми?



Слово учителя: Итак, мы затрудняемся ответить на вопрос что это на коми языке. Как вы думайте. О чём пойдёт сегодня речь на уроке?


Формулируем тему урока.


Слово учителя:

- Ребята, на доске есть кроссворд. Надо отгадать его, чтобы узнать как переводится слово человек на коми язык.

Для этого нужно перевести слова с русского на коми язык: Слайд 9

ЦВЕТ

СОЛЬ

КАША

ОДИН


- Какое слово получилось?




Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока.


(это что)



Примерные ответы: о глазах, руках, о теле, о человеке


Человек








Примерные ответы учащихся:

РÖМ - ЦВЕТ

СОВ - СОЛЬ

РОК - КАША

ÖТИ – ОДИН


Примерный ответ учащихся.

МОРТ.



Учащиеся записывают тему урока «Мортлöн мыгöр»



Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставятся новые учебные задачи.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

5 мин.

4.

Изучение нового материала

Организация постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока.

- Как вы думаете, что мы узнаем на нашем уроке?










- Ребята, а из каких частей тела состоит человек?










- А как же мы узнаем, как звучат на коми языке эти слова?


Давайте поиграем в игру «Составь слово». Ваша задача собрать слово из набора букв .

1. Волосы - Ю С И Р

2. Голова - Р Ю

3. Глаз а– Н С И

4. Уши - Л П Ь Е


Слово учителя:

Может быть кто - нибудь правильно собрал слово?

Выясним, кто ближе всех к правильному написанию. Проверим слова, открыв учебник на стр. 54 № 1.

(Сначала читает учитель, затем вместе с детьми проговариваем вслух слова.)


- Мы с вами узнали только четыре слова, а разве мы состоим из 4-х частей тела?


Давайте посмотрим на слайд и попробуем разгадать на коми языке, чего же ещё не хватает. Разгадку можете показать или выполнить движение.

Слайд 10


Они без дела не бывают-

Рисуют, пишут, вышивают

Они без дела не сидят,

И иногда они шалят…


Всю жизнь друг друга догоняют,

а обогнать не могут.


Вот гора, а у горы —

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.



Молодцы, разгадали, но теперь что нам нужно выяснить?

(перевод на коми язык)


А сейчас проверим, кто запомнил слова. Для этого нужно выйти к доске и соотнести карточки с коми переводом.


- Значит, на коми языке: ЮР - голова, ЮРСИ - волосы, ПЕЛЬ - уши, СИН - глаз, НЫР - нос, КИ - рука, КОК - нога.












- А теперь встанем и отдохнем. Физминутка «ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА»:

Кöнi миян кияс?

Вот миян кияс.

Кöнi миян пельяс?

Вот миян пельяс.

Кöнi миян чуньяс?

Вот миян чуньяс.

Кöнi миян бöкъяс?

Вот миян бöкъяс.

Кöнi миян юръяс?

Вот миян юръяс.

Кöнi миян кокъяс?

Вот миян кокъяс.


Примерные ответы учащихся:

- Мы познакомимся с новыми словами.

- Узнаем, как правильно произносятся новые слова.

- Узнаем, как правильно пишутся новые слова.






Примерные ответы учащихся:

РУКИ

НОГИ

ГОЛОВА и т.д







- мы можем посмотреть в учебнике








Примерные ответы:

Юрси, юр, син, пель












- нет











-руки - ки





- ноги - кокъяс




- нос - ныр





- Как переводятся слова на коми язык



Учащиеся подходят к доске, переворачивают карточки и соединяют с коми переводом.

Примерные ответы учащихся:

ЮР - голова

ЮРСИ - волосы

ПЕЛЬ - уши

СИН - глаз

НЫР - нос

КИ - рука

КОК – нога



Учащиеся записывают в тетрадь новые слова.




Дети повторяют ещё раз за учителем новые слова: …














Учащиеся встают и повторяют движения учителя.

Регулятивные: осуществляют действие по образцу и заданному правилу.

проговаривают физминутку вслух.

Коммуникативные: участвуют в составлении диалоги на коми языке.

Познавательные:

-понимают фактическое содержание текста на коми языке

- осознанное построение речевого высказывания на коми языке.

10 мин.

5.

Закрепление нового материала

Слово учителя:

Отдохнули, а заодно и попытались запомнить слова.

В начале урока мы разгадывали загадки, а кто мне подскажет, как называются загадки, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью картинок, букв, цифр и других символов.


- Кто хочет попробовать разгадать ребус на русском языке?


Смотрим на Слайд 11


- Кто хочет попробовать разгадать ребус на коми языке?


Откроем учебник на стр. 54. упр. 2


Чужöм, син., ныр, пельпом


Хорошо, молодцы справились. Обратите внимание на второй и третий ребус. Девочки с каким цветом волос изображены?

(рыжими и чёрным)


А как называют людей с рыжими волосами? (рыжеволосые)


Как называют с тёмными волосами?(брюнеты, шатены)


Слово учителя:

Хорошо, мы напомнили друг другу какого цвета бывают волосы и как они называются. Обратим внимание на упр. 6 с.55. Сейчас мы проверим, кто лучше всех усвоили разновидности цвета волос.

Наша задача соотнести предложения с рисунками.

Упражнение выполняется письменно, перевод проговаривается устно.


А) Менам юрсиöй сьöд рöма.

Б) Менам синмöй лöз рöма.

В) Менам юрсиöй еджыд рöма.


Хорошо, какого же цвета волосы у девочек?


Скажите, а может ли родится человек с синими волосами, или с жёлтыми губами?


Давайте попробуем выполнить № 4. Нам нужно правильно составить словосочетания. В упражнении можно ошибиться при выборе?

Поэтому упражнение выполним парами, потому что «Одна голова хорошо, а две? »


Задание: Составьте правильно словосочетания и переведите.

Лöз син

Еджыд юрси

Гöрд вом


Хорошо! Мы посмотрели, какого цвета бывают обычно глаза, волосы и рот.


А теперь мы выполним задание интереснее и увидим, как вас легко запутать множеством характеристик «ТайÖ мый» ?


Слайд 12

Задание: отгадайте что это?

- Лöз, руд, турунвиж

- Гöрба, ыджыд, ичöт, картупеля - Еджыд, сьöд, гöрд

Не вышло запутать, Молодцы!


Прекрасно, теперь мы точно знаем какого цвета и размера бывают глаза. Но посмотрите на мальчика! Вас ничего не смущает? Вроде всё на месте: глаза есть, нос, руки и ноги на месте. Что не так?!


- Задание: Работаем с картинкой и отвечаем на вопросы.

Слайд 14

Кымын ныр ЗОНКАЛÖН?

Кымын пель ЗОНКАЛÖН?

Кымын кок ЗОНКАЛÖН?

Кымын син ЗОНКАЛÖН?

Кымын ки ЗОНКАЛÖН?



- Скажите ребята, а у людей бывает столько рук и ног?

- На кого похож наш мальчик. Покажите мне.

- Каких частей тела изображено больше всего?

А теперь проговорим ответ на коми языке по образцу:


Зонкалöн эм …( ки, син, ныр)



- Напомните мне, пожалуйста, когда много предметов, мы какой суффикс добавляем? (-ЯС)


- Что у нас получается?




- А теперь встанем и отдохнём.

Физминутка «ОтгАдай».




- Челядь, тайö кодi? Слайд 14




- Ребята, назовите части тела Собаки.

-У собаки лицо или морда?

-Ноги или лапы?

-А теперь назовите на коми языке!

-А что есть ещё у собаки, чего нет у человека?

-Хвост на коми языке звучит – бöж.



- Во что одета собака? (Гач, ДÖРÖМ)


- В какой скороговорке встречается слово ГАЧ?



Молодцы! Откройте учебника на стр.56

- Скажите, а здесь на ком мы видим штаны с рубашкой? Ответ на коми языке.

- А что делает нывка?

- Кто желает сделать физзарядку?

С 56 № 10

Сначала читает учитель и показывает, затем дети.

Встаем и показываем физзарядку


На уроке мы рассмотрели множество девочек и мальчиков. А вы знайте, что в коми фольклоре есть красивая девушка, которая является дочью Солнца и женой Перы – богатыря.

Хотите её увидеть?

Для этого откройте с 55 № 7. Кто нарисован на портрете?

- Какого цвета волосы? (Кутшöм юрси?)

- Какого цвета глаза? (Кутшöм синъяс)

Поскольку картинку мы рассмотрели, и знаем, как выглядит коми девушка, давайте попробуем выбрать правильный вариант.

- Какая буква подходит? Чтобы выяснить переведём.

А) Тайö коми ань. Сiйöс шуöны Марьяöн. Сылöн сьöд юрси, турунвиж синъс.



- Подходит?

Б) Тайö Зарань. Сылöн еджыд юрси, лöз синъяс.

- Что скажем об этом варианте?

Но для полной уверенности перевеем под буквой


В) Тайö нывбаба. Сiйöс шуöны Ёмаöн.Сылöн сьöд синъс, сьöд юрси, ыджыд ныр.


- Так какой же вариант верный, под какой буквой?

С чьим внешним видом мы познакомились?

-Молодцы!

Прочитаем материал учебника о Зарань.

Примерные ответы учащихся:





- ребусы




-дельфин, рукав, столб





-все



Син, ныр, чужöм, пельпом





Рыжими и чёрным




(рыжеволосые)



(брюнеты)













А) Менам юрсиöй сьöд рöма. - Маша

Б) Менам синмöй лöз рöма. - Юра

В) Менам юрсиöй еджыд рöма. - Оля

Сьöд, еджыд





- нет





- да

- лучше



Примерные ответы учащихся:


Лöз син

Еджыд юрси

Гöрд вом





Учащиеся отгадывают парами самостоятельно.




Примерные ответы учащихся:

Син

Ныр

юрси





Учащиеся описывают, что необычного на их взгляд изображено на картинке.






Примерные ответы учащихся:

кык ,кык, Öти, , Öти куим




-нет


- показывают паука


- руки, глаза и нос





- Зонкалöн эм уна ки, син да ныр.


Примерные ответы учащихся:

суффикс –ЯС


Зонкалöн эм кияс,синяс, наряс.




Учащиеся встают и следят глазами за движущимися предметами.


Примерный ответ учащихся:

Пон

- Морда

- Лапы

СИН, ПЕЛЬ, ЧУЖÖМ, КИ

КОК

- хвоста




ДÖРÖМ или ФУТБОЛКА

ГАЧ


Дзоля Коля гачыс кын,

Дзоля Коля дзугö лым.




Зонка вылын и нывка вылын


- физзарядку

- все











-да!


- Зарань


- юрси еджыд



- синъяс лöз








А) Это коми девочка. Её зовут Машей. Она брюнетка с зелёными глазами.


- нет

Это Зарань. Она блондинка с голубыми глазами.

- Подходит!




Это девушка. Её зовут Ёмой. Она кареглазая брюнетка с большим носом.


А)


Коми девушки Зарань.

Регулятивные: осуществляют действие по образцу и заданному правилу.

Проговаривают игру и физминутку вслух.

Коммуникативные: участвуют в составлении диалоги на коми языке, поиске слов по теме.

Познавательные:

-понимают фактическое содержание текста на коми языке

- осознанное построение речевого высказывания на коми языке.




























































15 мин.











6.

Подведение итогов урока

Рефлексия


Определение степени усвоения материала, оценка качества работы.


Слово учителя:

- Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Какие темы повторили?

- Какие задания показались сложными, интересными?

- Проверим себя! с 57.




(Результаты работы обучающихся оцениваются в форме карточек-орнаментов: сова — работал без ошибок, лиса — работал хорошо, но были неточности, заяц — работал с ошибками)

Учащиеся отвечают на вопросы.




Примерные ответы учащихся:

  • Мы узнали…

  • Научились…


1.чужöм, кок, юр, пель

2. Турунвиж рöма синъяс, сьöд рöма юрси, ичöт ныр


Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3 мин.

7.

Объяснение домашнего задания

Объяснение домашнего задания. С 56 упр 9

Слово учителя:

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.



Выставление оценок.

Слайд 15

- Аддзысьлытöдз.




Учащиеся записывают домашнее задание.




Аддзысьлытöдз.


1 мин.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!