Конспект занятия в старшей группе "Разные деревья"
Цель занятия:
1. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.
3. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.
4. Укреплять познавательный интерес к природе.
Материал для занятия: плотный картон синего (голубого) цвета, размер А4 (фон может быть выполнен детьми на занятиях по изобразительной деятельности по теме "Каким бывает небо, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев, репродукции картин художников по теме.
Предварительная работа: Наблюдение за деревьями, Д/И "От какой ветки детки", беседы о деревьях, о разнообразных лесах, Д/И " Из каких частей состоит дерево", сбор листьев для гербария, чтение стихов, загадок о деревьях.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, сегодня ко мне на окно прилетела птичка из леса, я насыпала ей зёрен, и в знак благодарности она рассказала мне одну удивительную лесную историю, которую я вам предлагаю сейчас послушать.
Однажды на лесную полянку ветер занёс семечко ели, и оно упало между берёзой и клёном. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зелёного цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая ёлочка. И хотя её корешки прочно укрепились в почве, но слишком она была беззащитна перед миром, её окружающим. Лесные звери так и норовили схватить ёлочку за зелёную макушку; озорник - ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.
Рядом стоящие берёза и клён пожалели бедный росток и принялись опекать ёлочку, как любящие родители,. Берёзка своей густой листвой прикрывала её от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким берёзовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клён закрывал малютку своим стволом от сильного ветра.
Окружённая лаской и заботой, ёлочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу - ель. Теперь она стояла, возвышаясь над клёном и берёзой, которые от времени постарели и были уже не такими сильными, как раньше. А ёлочка теперь сама заботилась о них. Корни ёлочки со временем оплели корни берёзы и клёна, что помогло старикам удержаться во время ураганов. В Жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки.
Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить.
Беседа по вопросам
Воспитатель: Где же случилась эта удивительная история?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно! А что такое лес?
Дети: Это место, где растёт много деревьев.
Воспитатель: Верно. Лес - это место в разных уголках нашей планеты, где растёт множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. (Показывает иллюстрации). Как вы думаете, как называется такой лес?
Дети: Сосновый!
Воспитатель: Да, это сосновый бор. Сосна - это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Её нужно много света и солнца. В шишках сосны - семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нём практически нет микробов.
С головы зелена,
Стволом красна,
Высока, стройна
Растёт сосна.
Как невеста на выданье
На большом пиру, -
Лучшей не видано
Во всём бору.
Иглами вышила
Неба треть.
Всем она вышла -
Любо посмотреть!
А. Яшин
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни ёлочки?
Дети: Еловый.
Воспитатель: Правильно. Его так же называют - ельником. (Показ иллюстрации). В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А ещё в зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни.
Звучит аудиозапись "Волшебные голоса птиц"
Воспитатель: Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни берёзки?
Дети: Берёзовая роща.
Воспитатель: Правильно. (Показывает иллюстрации). Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух чист и прозрачен. Берёза - единственное в мире дерево с белой корой. Многие поэты признавались любви русской берёзке в стихах:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. Прокофьев.
Воспитатель: А как можно назвать лес, в котором растут могучие дубы?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: Правильно название такого леса - дубрава (Показ иллюстрации). Дубы свободолюбивые деревья. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом - тень от раскидистой кроны, а на полянках между дубами - свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей, как в столовую, приходят кабаны. Дубы долгожители, некоторые живут по двести лет, а то и больше.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
И. Токмакова.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья?
Дети: Смешанный лес.
Воспитатель: Правильно! Это смешанный лес. Подумайте и скажите, что объёдиняет все ранее названные леса? Что между ними общего?
Дети: Во всех лесах растут деревья
Воспитатель: Верно, в каждом из них есть всё: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это всё и есть лес.
Физкультурная минутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле.
(потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(руки вверх)
На холме стоит рябинка,
Держит прямо,
Ровно спинку.
(дети стоят прямо, прижав руки к туловищу)
На полянке дуб зелёный
Потянулся к небу кроной.
(ноги на ширине плеч, руки вверх)
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже,
Мы с тобой на них похожи.
(вращение корпусом вправо и влево)
На поляне кедр могучий
Задевает кроной тучи.
Рядом с ним растёт сосна,
К небу тянется она.
(стоя на правой ноге, тянем руки вверх, то же на левой.)
Тополь вырос рядом с ней:
Быть он хочет подлиней.
(прыжки на двух ногах как можно выше)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
(ходьба на месте)
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(приседания)
Нагулялись мы с тобой,
Корзинку с ягодой несём.
(ходьба на месте)
Отдохнуть мы все успели,
За столы мы снова сели.
(дети садятся за столы)
2 Практическая часть
Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины лесу. И. Шишкин написал "Зимний лес", "Лесные дали", знаменитое "Утро в сосновом бору", А. Куинджи и И. Левитан - "Берёзовую рощу" и многие другие. Сегодня вам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
1. Уточнить строение изображаемых деревьев.
* у берёзы - белый ствол, веточки напоминают дуги, на верху они короткие, чем ниже, тем длиннее.
* У клёна - прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся на верх, а чем ниже веточки на дереве, те длиннее.
* У ёлочки - прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу - самые длинные, вверху - самые короткие.
2.Ёлочка Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета - ствол, прижать её к основе посередине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько зелёных колбасок разной длинны и, сгибая каждую углом, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек, расплющить, стекой распушить нижнюю часть веточек.
3. Берёзка. Раскатать из белого пластилина колбаску - ствол берёзы, расположить его с левой или с правой стороны от ёлочки.. Накатать тонких белых колбасок, поочерёдно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, закрепить другой конец. По стволу нанести пятнышки пластилином чёрного цвета.
4.Клён Сделать и закрепить ствол, как у предыдущих деревьев. Веточки из тонких коричневых колбасок крепятся парно по обе стороны ствола с уклоном вправо - влево в направлении вверх. Регулировать длину веток стекой.
Далее украсить деревья листвой из разноцветных маленьких шариков: у клёна - многоцветная листва, у берёзы - жёлто - зелёная.
Воспитатель: Прежде, нам надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Дубы"(чистоговорка)
Ду - ду - ду - к дуду подойду.
(дети "пробегаются " указательным и средним пальцами по бёдрам.)
Ды - ды - ды - где твои плоды?
(ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)
Ди - ди - ди - это жёлуди.
(соединяют указательные и большие пальцы в кольцо)
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Заключительная часть
Воспитатель: На занятии вы узнали много нового и интересного о природном сообществе - лесе: Какие бывают виды лесов, какие деревья в них произрастают, какое строение имеют и не только узнали, но и смогли их изобразить. Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим,от вредных веществ, Так что не стоит ломать веточки к деревьев, срывать просто так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Чащу, где бродят
Барсук и лиса,
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где утром
Вороны кричат.
Что мы сажаем,
Сажая леса?
Лист, на который
Ложится роса,
Воздух для лёгких,
И влагу, и тень -
Вот что сажаем
В сегодняшний день.
С. Маршак