Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей
с ЗПР 5-6 лет.
«Геометрические фигуры» (Треугольник, квадрат, круг).
Цели: закреплять знания о геометрических фигурах треугольник, квадрат, круг), познакомить с понятиями «впереди - сзади».
Демонстрационный материал: предметные картинки с предметами разной формы; (круглые: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы; квадратные: печенье, шкаф, телевизор, ковер, картина; треугольные: часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).
Раздаточный материал: Треугольники, квадрат, круги; мешочки с геометрическими фигурами в каждом мешочке по 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга); геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг), разрезанные на 3 части для каждого ребенка по одной фигуре каждого вида).
Методика проведения:
Организационный момент.
Игровое упражнение «Назови фигуру»
У детей геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг). Дефектолог предлагает им угадать фигуры по описанию и показать их.
У этой фигуры три угла.
У этой фигуры нет углов.
У этой фигуры 4 угла.
Основная часть.
На доске картинки с предметами разной формы (круглые: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы; квадратные: печенье, шкаф, телевизор, ковер, картина; треугольные: часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).
У каждого ребенка геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг). Дети должны положить геометрические фигуры под картинками соответствующей формы и объяснить свой выбор, например: «Свой треугольник я положу под часы. Часы имеют форму треугольника.
Игровое упражнение «Назови предметы»
Дефектолог просит детей найти в групповой комнате предметы разной геометрической формы (треугольник, квадрат, круг) и назвать их.
Физкультминутка
Много ль нам ребята надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры и в конце изображают фигуру чудочка).
Игровое упражнение «Сложи фигуру»
У каждого ребенка геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг) разрезанные на 3 части. Дети должны сложить фигуры и назвать их.
Игровое упражнение «Кто за кем?»
Дети стоятся в колонну. Дефектолог спрашивает:
Кто стоит перед Никитой? ( Женя)
Как можно сказать по- другому? (Никита стоит впереди Жени).
Где по отношению к Никите стоит Женя? (Женя стоит сзади Никиты).
Как можно сказать по- другому? ( Женя стоит за Никитой).
Это упражнение выполняется каждым ребенком.
Дефектолог предлагает детям повернуться на 180 градусов и проводит аналогичную работу. Затем дети поворачиваются на 90 градусов, дефектолог спрашивает:
Какие предметы находятся спереди от вас?
Какие предметы находятся (сзади за вами)?
Игровое упражнение «Чудесный мешочек»
У каждого ребенка мешочек, в котором лежат по 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга. Дети на ощупь находят все геометрические фигуры определенной формы, выкладывают перед собой в ряд и называет количество фигур У меня три квадрата и т.д.
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.