СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: "Моя родина-Донбасс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие Тема: «Моя Родина - Донбасс»

Цели занятия:

  • Расширить представления детей о республике, в которой они живут;
  • Познакомить детей с государственной символикой ДНР;
  • Развивать и обогащать речь детей;
  • Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, развивать эстетический вкус;
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство сопричастности к её судьбе.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
  • Прослушивание гимна ДНР, песен о Донбассе, Донецке.
  • Рассматривание карты ДНР.

Оборудование:

  • Глобус;
  • Территориальная карта ДНР;
  • Изображение символики ДНР;
  • Диск с гимном ДНР;
  • Магнитофон.

 Ход занятия.

-  Я сегодня хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала, вам придется отгадать загадку.

Моря есть плавать нельзя, Дороги есть ехать нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это? Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это? (это глобус.) -Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте мы его рассмотрим, и загадка окажется простой. Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом? (реки, моря, океаны.) -А желтым и коричневым? (горы и пустыни.) -Еще на глобусе я вижу зеленые пятна, что это? (леса и долины.) -Белый цвет, что же обозначает он? (ледники – Северный и Южный полюс.)

-Ребята, у нас, у всего человечества, одна большая крыша – это небо. У нас под ногами один общий пол – это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа – это Солнце. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. На Земле очень много разных стран и республик. Послушайте стихотворение: На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну наш общий дом.

-Ребята, как называется республика, в которой мы живем?

(Донецкая Народная Республика.)

Воспитатель: (показывая детям, говорит) на глобусе наша республика находится примерно вот здесь.

А более крупное изображение мы можем увидеть на этой карте (показывает карту ДНР). Карта – это уменьшенное изображение государства.      

А в каком городе живем мы? (в городе Донецк.)

-А как называется главный город нашей Республики?

Давайте поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите».

  • Наша республика называется… (Донецкая Народная Республика).
  • Наша республика большая, в ней много дорог, … (лесов, полей, садов, полей, рек и т.д.).
  • Столица ДНР - … (город Донецк).
  • Нашего Главу зовут… (Д.Пушилин).

-Наше Отечество, наша Родина – Донбасс. Отечеством мы зовем Донбасс потому, что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились. Матерью называют Родину потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме ДНР хороших республик и стран, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

-А какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

-Родина – мать, умей за неё постоять.

-Всякому мила родная сторона.

-Дома и стены помогают.

-Везде хорошо, а дома лучше.

- А сейчас, ребята предлагаю поиграть вам в ещё одну игру «Сложи карту ДНР». У каждого из вас есть конверт с разрезанной картой ДНР. 

Физминутка:     

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

-У каждой республики есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у ДНР.

Герб – это эмблема государства, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах.

Эмблема – это тот же символ, который имеет выпуклое изображение.

Давайте вместе внимательно рассмотрим герб нашей республики.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоки (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым .

Второй государственный символ – это флаг.

Флаг – один из главных символов государства, именно по нему в первую очередь определяют принадлежность к государству.

Главные части любого флага – это древко и полотнище. Флаг – это национальная святыня. Надругательство над флагом является уголовным преступлением.

Если внимательно рассмотреть флаг Донецкой Народной Республики, то можно заметить, что он состоит из трех полос – чёрная, синяя и красная.

Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.

Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.

Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.

И последний, третий символ ДНР, это гимн.

Гимн – музыкальный символ, это торжественная песня республики. При исполнении гимна всегда встают, мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают.

Давайте сейчас и мы внимательно послушаем гимн ДНР.

(прослушивание гимна ДНР).

-Очень гордый и жизнеутверждающий гимн ДНР. Как звучала музыка гимна?

(торжественно, громко, величаво, …)

-Каждый гражданин, а мы все граждане Донецкой Народной Республики, обязаны знать гимн своей республики.

Ребята, где можно услышать гимн ДНР?  (ответы детей).

-Его можно услышать при вступлении должность Президента, при поднятии флага, во время проведения воинских церемоний, при открытии памятников и т.д.

А сейчас ещё игра «Собери символ ДНР». Вы должны собрать одно целое из нескольких частей и узнать один из символов государства.

-Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили:

  • На какой планете мы живем?
  • Как называется республика, где мы живем?
  • Что такое гимн?
  • Что такое герб?
  • Что такое флаг?

Долины величавые,

Раздольные поля.

Цветущая, прекрасная

Ты, Родина моя.

Земля моя воспетая,

Обильная краса,

Где дремлют розы дивные

Под песню соловья…

Республика любимая,

Ты – Родина моя.

Ребята, Родину надо беречь и защищать. Родиной надо гордиться. Родину свою надо просто любить и видеть в ней только прекрасное.

Любите и берегите свою Родину – Донецкую Народную Республику.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по патриотическому воспитанию на тему: "Моя родина-Донбасс"»

Приложение №1

Занятие
Тема: «Моя Родина - Донбасс»

Цели занятия:

  • Расширить представления детей о республике, в которой они живут;

  • Познакомить детей с государственной символикой ДНР;

  • Развивать и обогащать речь детей;

  • Способствовать развитию памяти, логического мышления, мелкой моторики, развивать эстетический вкус;

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство сопричастности к её судьбе.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.

  • Прослушивание гимна ДНР, песен о Донбассе, Донецке.

  • Рассматривание карты ДНР.

Оборудование:

  • Глобус;

  • Территориальная карта ДНР;

  • Изображение символики ДНР;

  • Диск с гимном ДНР;

  • Магнитофон.

 Ход занятия.

-  Я сегодня хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала, вам придется отгадать загадку.

Моря есть плавать нельзя, Дороги есть ехать нельзя, Земля есть пахать нельзя. Что это? Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это? (это глобус.) -Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте мы его рассмотрим, и загадка окажется простой. Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом? (реки, моря, океаны.) -А желтым и коричневым? (горы и пустыни.) -Еще на глобусе я вижу зеленые пятна, что это? (леса и долины.) -Белый цвет, что же обозначает он? (ледники – Северный и Южный полюс.)

-Ребята, у нас, у всего человечества, одна большая крыша – это небо. У нас под ногами один общий пол – это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа – это Солнце. Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом. На Земле очень много разных стран и республик. Послушайте стихотворение: На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну наш общий дом.

-Ребята, как называется республика, в которой мы живем?

(Донецкая Народная Республика.)

Воспитатель: (показывая детям, говорит) на глобусе наша республика находится примерно вот здесь.

А более крупное изображение мы можем увидеть на этой карте (показывает карту ДНР). Карта – это уменьшенное изображение государства.      

А в каком городе живем мы? (в городе Донецк.)

-А как называется главный город нашей Республики?

Давайте поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите».

  • Наша республика называется… (Донецкая Народная Республика).

  • Наша республика большая, в ней много дорог, … (лесов, полей, садов, полей, рек и т.д.).

  • Столица ДНР - … (город Донецк).

  • Нашего Главу зовут… (Д.Пушилин).

-Наше Отечество, наша Родина – Донбасс. Отечеством мы зовем Донбасс потому, что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем её потому, что в ней родились. Матерью называют Родину потому, что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме ДНР хороших республик и стран, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

-А какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

-Родина – мать, умей за неё постоять.

-Всякому мила родная сторона.

-Дома и стены помогают.

-Везде хорошо, а дома лучше.

- А сейчас, ребята предлагаю поиграть вам в ещё одну игру «Сложи карту ДНР». У каждого из вас есть конверт с разрезанной картой ДНР. 

Физминутка:     

По родному краю дружно мы шагаем.

Справа от нас зеленый луг

Слева находится лес.

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку – скок.

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух!

Солнце над березами светит нам.

Мы рады ягодам, грибам.

-У каждой республики есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у ДНР.

Герб – это эмблема государства, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах.

Эмблема – это тот же символ, который имеет выпуклое изображение.

Давайте вместе внимательно рассмотрим герб нашей республики.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоки (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым .

Второй государственный символ – это флаг.

Флаг – один из главных символов государства, именно по нему в первую очередь определяют принадлежность к государству.

Главные части любого флага – это древко и полотнище. Флаг – это национальная святыня. Надругательство над флагом является уголовным преступлением.

Если внимательно рассмотреть флаг Донецкой Народной Республики, то можно заметить, что он состоит из трех полос – чёрная, синяя и красная.

Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.

Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.

Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.

И последний, третий символ ДНР, это гимн.

Гимн – музыкальный символ, это торжественная песня республики. При исполнении гимна всегда встают, мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают.

Давайте сейчас и мы внимательно послушаем гимн ДНР.

(прослушивание гимна ДНР).

-Очень гордый и жизнеутверждающий гимн ДНР. Как звучала музыка гимна?

(торжественно, громко, величаво, …)

-Каждый гражданин, а мы все граждане Донецкой Народной Республики, обязаны знать гимн своей республики.

Ребята, где можно услышать гимн ДНР?  (ответы детей).

-Его можно услышать при вступлении должность Президента, при поднятии флага, во время проведения воинских церемоний, при открытии памятников и т.д.

А сейчас ещё игра «Собери символ ДНР». Вы должны собрать одно целое из нескольких частей и узнать один из символов государства.

-Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили:

  • На какой планете мы живем?

  • Как называется республика, где мы живем?

  • Что такое гимн?

  • Что такое герб?

  • Что такое флаг?

Долины величавые,

Раздольные поля.

Цветущая, прекрасная

Ты, Родина моя.

Земля моя воспетая,

Обильная краса,

Где дремлют розы дивные

Под песню соловья…

Республика любимая,

Ты – Родина моя.

Ребята, Родину надо беречь и защищать. Родиной надо гордиться. Родину свою надо просто любить и видеть в ней только прекрасное.

Любите и берегите свою Родину – Донецкую Народную Республику.



















































Приложение №2

Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание в семье».

     Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. 
      Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
       Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
  С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа». 
        Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
        Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
    Помните!  Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослому, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. Во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 
        При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
       Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
      Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
        Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
       При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 
       Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. 
      Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма. 
     Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство, проявляющееся каждодневно. 

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же, как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
     Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

      Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.





























Приложение №3

Беседа на тему: «Первые чувства патриотизма»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

























Игра

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры.
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение. 
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.











































Приложение №4

Информация н тему: «Растим патриотов»

Хотите ли вы – не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего вы – родители…

(Роберт Рождественский)

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека. У которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.

Задумайтесь на минуточку, почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.

Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту?

А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он будет копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом вы воспитываете гордость за свою семью.

Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны.

Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях, живущих и живших, когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает -Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, чтобы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Патриотическое воспитание граждан Донецкой Народной Республики направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Важно знакомить детей с государственными праздниками в доступной для них форме. Рассказывать детям о дне армии, о военнослужащих охраняющих нашу Родину.

Любознательность, интерес к познанию окружающего мира позволяют детям старшего дошкольного возраста закреплять знания детей о флаге, гербе и гимне. Дети должны знать, когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы, очень важный, торжественный и знаковый момент для каждого ребенка.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

 Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

-  чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;

-  уважительное отношение к языку своего народа;

-  заботу об интересах родины;

-  гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;

- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.

  Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.





































Анкетирование родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание»
1. Я считаю, что патриотизм - это ……………………………………………………………………………………………………...
2. Считаете ли Вы себя патриотом? …………………………………………………………………………………………………...
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка?
Подчеркните: да, нет, не знаю.
4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у дошкольников? Подчеркните: семья, школа, общество, никто. 
5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
………………………………………………………………………………………………………………
6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
……………………………………………………………………………………………………
7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: 
……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
8. Что бы вы посоветовали воспитателю для того, чтобы развивать патриотизм и гражданственность воспитанников?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
……………………………………………………………………………………………………………
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
………………………………………………………………………………………………………………

Спасибо за Ваши ответы.







Рекомендации

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

  • Расширяйте собственный кругозор.

  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

  • Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!