![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/14/s_5c8a362c004cc/1113033_1.jpeg)
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Мелехина Е.Ю.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №29»
Тема: «Путешествие в Африку».
Программное содержание:
-продолжать учить детей проводить звуковой и звуко - буквенный анализ слова, устанавливать взаимосвязь звуков с буквами, определять ударный гласный звук в слове;
-упражнять детей в умении делить слова на слоги, подбирать слоговые и звуковые схемы к данным словам, называть слова с заданным ударным гласным звуком;
-закреплять умение составлять предложения из данного набора слов, изображать графически схему предложения;
-способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
-воспитывать интерес к обучению грамоте; учить детей выслушивать ответы товарищей.
Демонстрационный материал:
Картина «Африка», красные, синие, зелёные фишки, буквы А, И, знак ударения, указка, предметные картинки(слон, зебра, лев, акула), звуковые схемы к ним, красные нити, предметные картинки (пальма, киви, апельсины, лайм, бананы, лимон, кактусы), слоговые схемы, фишки для соревнования, шкатулочка, звёздочки для награждения, конверт с заданиями, мостик, ноутбук, диск.
Раздаточный материал:
Карточки для звукового анализа, красные, синие, зелёные фишки, знаки ударения, ручки, листочки для диктанта.
Ход занятия:
Дети проходят в группу; педагог предлагает им образовать круг.
Психогимнастика «Лучик».
К солнышку потянулись,
Лучик достали,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись.
Видеописьмо от Бармалея.
Логопед: - Ребята, сегодня мы с вами будем писать диктант, как настоящие школьники. Ой, а чем же мы будем писать? Где же наши ручки? Тут лежит какой-то диск… Он от Бармалея. Давайте включим и узнаем, что же он нам прислал. (Включает ноутбук).
Бармалей: - Ха! Это я украл ваши ручки! И отдам вам их только тогда, когда вы выполните четыре моих задания. А задания для вас я оставил в конверте.
Логопед: - Ну что, ребята, вы готовы выполнять задания Бармалея? Проходите за столы.
- А кто знает, где живёт Бармалей? (Бармалей живёт в Африке).
Звуковой и звуко - буквенный анализ слова АФРИКА.
-Первое задание от Бармалея – разобрать на звуки слово АФРИКА. (Педагог достаёт из конверта иллюстрацию «Африка»). Один ребёнок разбирает это слово у доски, остальные дети работают за столами. (Выложить слово цветными фишками, поставить ударение).
Вопросы детям:
- Сколько звуков в слове Африка? Назовите звуки по порядку.
-Сколько слогов в слове Африка? Как вы догадались? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).
-Какой ударный гласный звук в слове Африка?
Гласные звуки дети заменяют на буквы А, И, а.
-Прочитаем слово по слогам.
- Молодцы, ребята, с первым, самым трудным заданием вы справились. Интересно, а какое будет следующее задание. (Педагог достаёт из конверта картинку с изображением мостика).
Дидактическая игра «Раздели на слоги».
-А вот и мостик. Давайте подойдём к нему. Ещё здесь картинки с изображением того, что растёт в Африке. Назовём эти картинки: бананы, лайм, апельсины, пальма, киви, кактусы, лимон.
-Бармалей написал, что пройти по мостику сможет только тот, кто правильно разделит слово на слоги и покажет слоговую схему. (Дети делят слова на слоги, переходят по мостику и усаживаются на ковёр).
- И с этим заданием справились! Молодцы!
- А теперь…(достаёт картинку «Фишки»).
Игра-соревнование с фишками.
- А задание для игры с фишками сегодня такое: придумать слова с ударным гласным звуком О. (За правильно названное слово дети получают по фишке, в конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель).
Дидактическое упражнение «Подбери животному звуковую схему».
-Осталось выполнить последнее задание. (Педагог достаёт из конверта картинку с изображением жирафа).
-Ребята, здесь нарисовано африканское животное… жираф. А каких ещё африканских животных вы знаете? (Переворачивает вращающуюся доску). А здесь вот какие животные. А внизу звуковые схемы этих слов, только они перепутаны. Бармалей написал, что вам надо протянуть ниточку от животного к нужной звуковой схеме. (Дети выполняют задание).
Логопед: - Ребята, мы задания Бармалея все выполнили, а где же наши ручки? Послушаем, что нам скажет сам Бармалей. (Включает видео).
Бармалей: - Наблюдал за вами я не зря,
И доволен вами, детвора!
-А где ручки, догадайтесь сами. (Показывает шкатулку).
Логопед: - Да вот же эта шкатулка. Ручки здесь. Вот теперь мы напишем диктант, как настоящие школьники. Садитесь за столы.
Диктант.
-Сегодня в диктанте у нас будут…(показывает) схемы предложения. Первое слово в предложении обозначаем… уголком. В конце предложения ставим…
-Та-а-к, видно и тут Бармалей постарался. Слова в предложениях перепутаны. Я прочитаю, а вы составьте правильное предложение. А потом себе на листочек запишите его схему.
*В, очень, жарко, Африка.
*Крокодил, плыть.
*На, спелые, висеть, бананы, пальма.
*Идти, лев, осторожно.
Логопед проверяет правильность выполнения задания, вручает детям красные звёздочки.
Анализ занятия.
-Ребята, вам понравилось выполнять задания Бармалея? А какие задания мы выполняли? (Ответы детей). Какое задание вам было трудно выполнять?
-Мы ещё будем играть с вами в разные игры и выполнять задания, и я уверена, что со всеми трудностями вы справитесь.