СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы Цели:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы Цели:»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

старшей группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

 Ход занятия:

        I.  1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

        - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

        - Какой месяц?

        - Какое сегодня число?

        - А день недели?

        - А какие занятия у нас в четверг?

        - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

        - А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

        - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

        - Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

        

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        

        Дети называют звук [ы].

        2) Артикуляция звука

        - Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

        3) Характеристика звука.

        - Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

        - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем руки

        II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

        - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы],

        4) Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - И дома у звука [ы]  не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы]  в конце слова, предметов стало больше.

        

        Физминутка: игра «Научись показывать».

        Покажите на окно, покажите на дверь,

        Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

        Покажите на стол, покажите на стул,

        Покажите на друга, кто чуть не уснул.

        Покажите на головку, покажите где ступня,

        Покажите где колени, покажите на меня.

        III. а) Знакомство с буквой

        - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

        - Я вам покажу знак, которым обозначается звук   – это буква ы (показ буквы).

        б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        - Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг)

        IV.

        - У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

        Вырастала репка,

        Желтая и крепкая,

        Перед домом свекла

        Смотрит прямо в окна.

        Корешочком удалась,

        Поедим ее мы всласть.

        И моркови урожай

        Сладкой, сочной собирай.

        2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти

        - Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).

        - Варит картошку и солит ее (упражнение).

        - А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).

        3) Подведение итога занятия.

        - Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

        - Где вам это может пригодится?

        - На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?









Виктор Драгунский «Заколдованная буква»

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Ста- новь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

— Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

— Ах, мне плохо! Сыски...

И стал икать:

— Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»...

Мишка сказал:

— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

А Мишка:

— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!»

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился на лестнице и внятно сказал:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и все!









Буква ы

Бык Быт Дым Мыс Пылесос прыжок Рык Сыр алый крыло барыня крыша боярыня






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!