Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Правила дорожного движения от Дяди Стёпы»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Программные задачи:
Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.
Закрепить правила пользования общественным транспортом.
Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
Закрепить знания детей о сигналах светофора;
Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного
движения;
Закрепить умение детей применять полученные знания о Правилах дорожного
движения в играх.
Развивающие задачи:
-Повторить правила поведения на улице. Правила дорожного движения.
-Развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам;
-Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
-Развивать логическое мышление;
-Развивать речь – доказательство.
Обучающие задачи:
-Учить сравнивать, выделять главное, существенное;
-Развивать умение группировать предметы;
-Развивать мелкую моторику рук;
-Воспитывать устойчивое внимание;
-Совершенствовать слуховое восприятие;
-Расширять активный словарь;
-Выработать положительные навыки поведения;
-Координация речи с движением.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им;
-Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
-Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
Предварительная работа:
- Беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
- Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- Чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя стёпа», Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп, машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б. Житков «Светофор»
Демонстрационный материал: Одежда для Дяди Стёпы ( фуражка, пиджак, жезл); карточки с транспортом на каждого; Демонстрационные картинки, буклеты; Дидактическая игра «Раздели правильно»; Макет светофора макет, карточки- круги красного, зелёного и жёлтого цветов.
Ход занятия:
Стук в дверь
Воспитатель:
- Ребята, посмотрим, кто к нам пришёл?
Воспитатель выходит за дверь одевает милицейскую фуражку, пиджак и берёт в руки жезл. Заходит к детям.
Дядя Стёпа:
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.
Что давно когда-то жил он
У заставы Ильича.
И что прозвище носил он
Дядя Степа –великан.
Ребята узнали меня? (ответы детей)
Дядя Стёпа: Я хочу с вами познакомиться и узнать, что вы знаете о правилах дорожного движения.
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Дядя Стёпа: Мы, сегодня будем играть, читать стихи, отгадывать загадки, будем отвечать на вопросы, которые я для вас подготовил.
У нас сегодня будут разные задания и серьёзные испытания.
Вам, всё понятно, друзья? (Ответы детей)
Ну, вот и хорошо!
Итак, мы начинаем!
Вижу, вы все в ожидании
И первое ваше задание!
Задание 1:А сейчас, давайте мы с вами поиграем в кричалку:
«Разрешается-запрещается»
Приготовились, друзья,
вам забыть никак нельзя,
если верно я скажу, крикните все дружно «разрешается»
ну а если я солгу, кричите - «запрещается».
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд!
Ехать «зайцем» нам известно
За-пре-ща-ет-ся!
Уступать старушке место
Раз-ре-ша-ет-ся!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зелёном – даже детям
Раз-ре-ша-ет-ся!
Задание 2: "Отгадай загадку и покажи отгадку"
У каждого ребёнка на столе картинки с транспортом
Дядя Стёпа:
1. Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся.
По дорогам он несётся.
(Автомобиль)
2. Маленькие домики по улицам бегут,
Взрослых и детишек домики везут.
(Автобус)
3. Спозаранку за окошком
Стук и звон и кутерьма
Ходят красные дома
По прямым стальным дорожкам.
(Трамвай)
4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
5. Глаз зелёный загорится
Значит, можно нам садится.
(Такси)
Дядя Стёпа: Вы догадались о каких видах транспорта идёт речь в загадках?
Дети: О наземном общественном виде транспорта.
Дядя Стёпа: Верно. Когда мы едем в автобусе, трамвае, мы – кто?...
(Пассажиры)
- Когда мы едем по улице, мы – кто?...
(Пешеходы).
Дядя Стёпа: Молодцы! А сейчас ребята расскажите мне обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай.
Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди.
Дядя Стёпа: Верно, ребята!
Ну, а если правила нарушишь
Травмы разные получишь,
И вдруг случится беда,
Что надо делать нам тогда?
Дети: Звонить в "03", скорую помощь.
Дядя Стёпа: Напомните, что же это за машина скорая помощь?
Дети: Это специальный транспорт.
Дядя Стёпа: Правильно! А вот знаете ли вы ещё машины специального транспорта, это будет следующее задание 3 :
Дидактическая игра «Раздели правильно»
Необходимо разделить картинки на 2 группы: Первая группа с изображением - общественного транспорта; Вторая группа с изображением - специального транспорта". Назвать и показать отобранные картинки.
Дядя Стёпа: Молодцы! Отлично справились с заданием.
Дядя Стёпа: Послушайте, ребята, еще одну загадку:
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Дети: Это светофор!
Дядя Стёпа: Верно, ребята! А сейчас посмотрим, какие вы внимательные.
Игра: «Светофор» (макет светофора, карточки- круги красного, зелёного и жёлтого цветов)
-Будьте внимательны! Показываю:
Зелёный кружок – топайте ногами,
Жёлтый кружок – хлопайте руками,
Красный кружок – тишина!
Молодцы! Вы очень хорошо знаете сигналы светофора
Дядя Стёпа: Молодцы, и сигналы светофора вы знаете.
-Пришло время и отдохнуть.
Физкультминутка
«Мы шофёры»
Едем, едем на машине (движения руля)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, выпрямить)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли (дворники)
Вправо, влево чистота!
Дядя Стёпа: Последнее задание: Игра «Доскажи словечко»
Заучи закон простой,
Красный свет зажёгся — … (стой)
Жёлтый скажет пешеходу
Приготовиться к … (переходу)
А зелёный впереди
Говорит он всем — … (иди)
Дядя Стёпа: Молодцы дети! Вы очень хорошо знаете Правила дорожного движения, и успешно справились со всеми заданиями. А я с вами прощаюсь, и хочу подарить вам буклеты с правилами дорожного движения.