СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наши друзья – птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Наши друзья – птицы»

Вид занятия: комбинированное

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наши друзья – птицы»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 221 «Росинка»

Фрунзенского района г. Саратова

410071,г. Саратов, ул. Шелковичная, 224. Электронная почта:[email protected]

Тел. (8452) 56-36-65




УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

«Росинка»

_______________ Курицына Т.П.











Конспект занятия

по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы

на тему: «Наши друзья – птицы»


















Воспитатель:

Верхова Олеся Александровна




Саратов, 2023 г.





Тема занятия: «Наши друзья – птицы»

Вид занятия: комбинированное

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширить и закрепить представления о птицах, о значении перьев в жизни птиц;

  2. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов;

  3. Обогащать активный и пассивный словарь;

  4. Закрепить правила подкармливания птиц зимой.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательно-исследовательскую активность детей;

  2. Развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

  3. Развивать связную речь детей;

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

  3. Формировать желание помогать птицам зимой.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование и материалы:

Посылка с гнездом, фотография Кузи и письмо, электронный микроскоп EVA, материал для исследования – маховое перо, кубик Блума, ноутбук, запись видеоконференции с домовенком Кузей; картинки с изображением птиц; игрушка – синичка.

Раздаточный материал на каждого ребенка: контейнер, перья (маховое, пуховое), ножницы, лупа;

Для творческой мастерской: просо, овес, семена подсолнечника, желатин, термос с теплой водой, чаша, ложка, формочки, нарезанные нити пряжи.

Методы и приемы: 

Метод саморегуляции: игра «Спаси птенца»

Игровые: д/и «Как устроена птица», сюрпризный момент (приготовление «пирожных» для птиц)

Словесные: беседа, рассуждения, вопросы, напоминание, пояснение, педагогическая оценка (Молодец!)

Практические: опыты с пером, приготовление «пирожного» для птиц.

Наглядные: иллюстрации птиц

Словарная работа: маховое, пуховое перо.

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, исследовательская.

Формы организации: индивидуальная.

Предварительная работа:

Д/и «Опиши птицу», наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Разнообразие птичьего мира», энциклопедий о птицах, лепка птиц.






ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Педагог: Вот собрался наш кружок.

Улыбнись скорей дружок.

Рука другу, рука другу.

Передаем тепло по кругу!

Игра «Спаси птенца» (метод саморегуляции)

Педагог: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите к себе. Медленно, сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

А теперь присаживайтесь на свои места.

Сегодня утром нам принесли посылку, на которой написано «для детей подготовительной группы «Солнышко». От кого она, интересно? Ой, а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри? (достаю фотографию Кузи и письмо) Кто это? Ребята, вы узнали?

Что же он нам пишет:

«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишу вам в страшном волнении! Недавно пошел я в лес проверить, как там дела у друга моего Лешика. Не завалило ли их с дедом берлогу. Иду, прислушиваюсь. Очень тихо как-то в лесу. Неужели в лес пришла беда?!

И вот, на тропинке, около берлоги, нашел я вот это! (педагог достает гнездо и показывает детям). Что это? Откуда? Может это чей-то домик? Увы, я не знаю ничего. ПОМОГИТЕ РАЗОБРАТЬСЯ! Заранее благодарю! До скорой встречи!»

Ребята, поможем Кузе?

Вы ведь знаете, что это такое? Чей это домик?

А кто нам скажет, кто такие птицы?

Педагог: Верно, птица – это животное, которое умеет летать. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.

Птица – это животное, которое не только умеет летать, но у которого свои особенности строения тела. А вот чем птица отличается от других животных, давайте вместе вспомним.


Внимание на экран. Интерактивная д/игра называется «Как устроена птица».

Какая птица изображена на слайде?



Какие части тела есть у птицы?

Хорошо! Верно!

Что еще есть у птиц?

Что-то еще нашли, характерное для птиц?

Действительно, из всех животных летать умеют только птицы.

Кто еще что-то нашел?

Что еще есть у птиц?

Ой, молодцы какие! Верно, для большинства птиц их хвосты нужны в качестве воздушного руля, а еще для торможения перед посадкой.

Скажите, а как появляются птицы?

Хорошо, это действительно так!

Ребята, а что еще птиц отличает от других животных? Чем покрыто тело всех птиц?

Всё верно! Ведь у птиц есть и второе название: Пернатые – от слова перья, перо. Ни у кого нет перьев, кроме птиц. Именно это и отличает их от остальных животных.

Молодцы! Всё вспомнили.


Ребята, а еще я знаю, что у птиц отличные слух и зрение?! Хочется, чтобы и у вас были отличные слух и зрение. Поэтому предлагаю провести гимнастику. Закройте глаза и представьте, что вы в сказочным лесу. (включаю музыку-релакс). А теперь откройте глазки. Посмотрите.

Прилетела птичка,

Села на указку.

Постарайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

Педагог: Отлично, вот и ваше зрение теперь в порядке. Спасибо зарядке!

Ребята, на самом деле мир птиц очень велик и разнообразен. Каждая птица имеет свои отличительные особенности и своё характерное оперение, по которому мы определяем, как называется птица, где она обитает.







Дети встают в круг, протягивают друг другу руки и выполняют действия за педагогом.














Давайте.

Да, домовенок Кузя.













Да.

Это домик птицы. Называется гнездо.


Птицы - это животные, которые умеют летать.








На слайде изображена синица.

Далее, по желанию, выходит ребенок к доске, называет часть тела и переносит необходимую картинку к птице.

У птицы есть туловище.

У птиц есть голова.

У птиц есть клюв.

У птиц есть крылья, поэтому они летают.

У птиц есть 2 ноги.

У птиц есть хвост, который помогает им рулить в полете.





Птицы вылупляются из яиц.




Тело птиц покрыто перьями.







Дети наблюдают за птичкой, закрепленной на указке.

Движения глазами по кругу в одну сторону, а затем в другую. «вверх-вниз», «ленивые восьмерки»






























































Основная часть

Напомните, пожалуйста. Чем покрыто тело птиц?

Верно! А хотите узнать о перьях что- то интересное? Например, как устроено перо? Почему птица не падает во время полета?

Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. В наш мини-центр науки. Присаживайтесь за наши столики. Будем проводить исследование.

Рассмотрите, пожалуйста, что сегодня на наших столах есть?

Опыт №1. «Какие перья у птиц?»

Возьмите сначала вот такое перо. Посмотрите, в середине пера проходит стержень. Нашли? Стержень – это основание пера, на который крепятся бородки и волоски.

Потрогайте его. Какое оно на ощупь? Что можно сказать? Твердое или мягкое? Гладкое или шершавое?

Хорошо!

А теперь возьмите другое перо.

Какое оно? Что о нем мы можем сказать? Давайте перья сравним.

Они одинаковые или разные? Чем отличаются перья? Чем похожи?


Какой вывод мы можем сделать из первого опыта?

Молодцы! Верно!



Опыт №2. «Перья легкие или тяжелые?»

А давайте, подумаем, перышко оно еще какое? Интересно, что можно сказать про вес перьев?

А почему вы так думаете? Как можно проверить, что перо легкое? Вы, знаете, я дома взвешивала на электронных весах. Они, к сожалению, мне ничего не показали. Может есть еще какой-то способ?


А давайте сравним, в одну руку положим кубик (камень), а в другую – любое из ваших перьев. Какой сделаем вывод? Какое перо?

Хорошо, как еще можем проверить, что перо легкое?

Давайте попробуем. Положите на стол маленькое перо и кубик. Потихоньку, подуйте на перо и на кубик. Подули на перо, что произошло?

Хорошо. А давайте подбросим перо? Что вы видите? Что происходит с пером?

А если мы бросим кубик?

Значит, какой вывод напрашивается снова к нам, перо какое?


Почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое легкое, хотите узнать?

Тогда присаживайтесь за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем часть стержня, маленький кусочек. Посмотрите, что внутри? Что-то видно вам?

А какой прибор нам поможет хорошенько разглядеть, что внутри стержня?

Молодцы! Верно! Берите лупы и посмотрите, что же внутри. Что вы видите?

Правильно, перо внутри пустое, говорят оно полое. То есть там есть место для воздуха, а что мы с вами знаем про воздух? Он какой?

Правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким.

И так, какой вывод сделаем исходя из второго опыта? Перо легкое или тяжелое?


Опыт №3 «Почему птица летает?»

Ребята, а как вы думаете, почему птицы летают и не падают при полете? Как они летают?


Давайте, попробуем, как птицы помахать перьями.

Что вы ощущаете? Что вы заметили? Что происходит с пером при выполнении движений?

Молодцы! Верно! Когда птица машет крыльями, перо пружинит, отталкивается как бы от воздуха, не расцепляя волоски. Эти перья называются маховые.

Давайте рассмотрим перо под электронным микроскопом. Он дает нам увеличение в 200 раз.

Посмотрите, как интересно.

Педагог выводит картинку с изображением пера под микроскопом на экран.

Как мы знаем, посреди пера проходит стержень. От стержня идут бородки. На каждой бородке есть волоски, которые прочно соединяются между собой крючками, застегивая поверхность всего пера. Поэтому при движении перо как бы отталкивается от воздуха. Это маховое перо.

Какой вывод сделаем из этого опыта?


А какое перо у вас еще лежит на столе? Напомните, пожалуйста. Это пуховое перо.

Как вы думаете, зачем такое перо птице?



Верно! Между бородками пухового пера скапливается воздух, и он не дает птице замерзнуть. Вырастают эти перья к зиме у зимующих птиц. Находятся такие перья на туловище, голове, крыльях, лапах. Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.


На самом деле, оперение птицы состоит из огромного количества перьев, есть не только маховые, пуховые, а еще есть рулевые и кроющие.

Ребята, мы с вами исследовали перья. Скажите, зачем птице перья?




Молодцы, верно! Хорошо поработали.

А сейчас, я предлагаю немного отдохнуть.

Педагог включает музыку и показывает движения


Я по улице гулял,

Галок и ворон считал:

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо,

Вправо, влево. Я там не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх и крылья вниз.

Только слышен ветра свист.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.


Педагог: Молодцы ребята! Присаживайтесь на стульчики.

(раздается звонок видеоконференции)

Педагог: Ой, ребята, с нами кто-то хочет выйти на видеосвязь. Давайте, подключимся?

Ой, кто это? Узнали?

Кузя: Здравствуйте, ребята! В лесу наладили интернет, и я решил выйти к вам на видеосвязь. Уж очень любопытно, что же я нашел? Чей это домик?


Кузя: А, почему же он пустой? Где птицы? Еще осенью я их видел.



Кузя: А, почему они улетели? Замерзнуть бояться?







Кузя: И что все улетели?

Кузя: И кто остался?

(педагог показывает картинки детям)



Кузя: Ребята, а что же нужно сделать, чтобы и эти птицы от нас не улетели?



Кузя: А, чем их кормить? Я не знаю.

Щи да Каша подойдут?









Педагог: Кузя, а еще можно приготовить угощенье для птиц своими рука. Мы с ребятами, сейчас отправимся на кухню и приготовим для ваших птиц вкусные «пирожные». И вышлем тебе их почтой. Правда ребят?

Кузя: Спасибо, друзья, что помогли разобраться! Я всё понял! Пойду мастерить кормушки и буду ждать вашу посылку. До свидания!

Ну, что друзья, я предлагаю вам приготовить для зимующих птиц вкусные «пирожные» своими руками! Вы готовы мне помочь?

Тогда проходим в нашу кухню. Одеваем халат и шапочку для чистоты, чтобы не испортить блюдо. Приступаем к приготовлению.

Шаг 1. Для приготовления «пирожных» в первую очередь нужно сделать «съедобный клей». Для этого, в теплую воду, я высыпаю «волшебные кристаллики», которые превратят воду в густую смесь.

Шаг 2. В большую миску нужно добавить то, что можно для птиц и хорошенько перемешайте. К этой смеси выливаем разведённый желатин.



Шаг 4. Заранее нарезанные нити (пряжи), выложите на дно формочек.

Шаг 5. Заполните формочки «тестом» до самого верха.

Затем, уберем наши «пирожные» в прохладное место до полного застывания.

Когда наше угощенье будет готово, мы часть повесим на территории садика, угостим наших птиц, а часть отправим Домовенку для его лесных птиц. Согласны, ребята? Отлично!

Тело птиц покрыто перьями.



Да. Хотим.

Проходят и присаживаются за столы.


Перья, лупа, ножницы.







Это перо большое, длинное, мягкое, гладкое.



Второе перо маленькое, пушистое, мягкое.


Отличаются перья размером.

Они похожи стержнем, бородками, и волосками.

Вывод: Перья у птиц разные: гладкие и пушистые, большие и маленькие.



Перья легкие.



Можно взвесить на весах.



Сравнить в руках с другим предметом.




Перо легкое.


Можно подуть на него или бросить на пол.


Перо улетело, а кубик остался на месте.


Перышко медленно летит вниз, опускается плавно.

Упадет быстро.


Перо легкое.



Конечно, хотим.




Нет.



Нам поможет лупа.

Внутри ничего нет, пустота.



Мы знаем, что воздух легкий.


Оно падает медленно, плавно кружась.

Вывод: Перо птиц легкое, так как внутри стержня пустота.



Птицы маленькие, легкие.

У них есть крылья, поэтому они умеют летать.

Дети выполняют махи руками, держа перо.


Мы ощущаем воздух. Перо будто толкает воздух или отталкивается от воздуха.















Птица умеет летать, потому что у нее есть маховые перья.


Перышко маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький

Пуховое перо служит птице как «одежда».












Маховые перья помогают птицам летать, держаться на воздухе, украшают птицу, а пуховые согревают в холодную погоду.



Дети выполняют движения под музыку, повторяя за педагогом.

Дети выполняют ходьбу на месте

Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет.

Поднимают голову вверх

Выполняют повороты головой.

Часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены.

Плавно взмахивают руками

Вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх

Подпрыгивают

Приседают







Давайте.

Здравствуй, Кузя


Кузя, ты нашел гнездо. Это домик птиц.


Часть птиц улетели в теплые края – это перелетные птицы, а часть осталась на родине – это зимующие птицы.

Какие-то птицы питаются насекомыми, какие-то червячками, какие-то ягодами и семенами. С приходом зимы всё это исчезает, поэтому птицы улетают.

Нет, не все.

Остались зимующие птицы: воробьи, голуби, сороки, вороны, синицы.

Надо повесить рядом с домом кормушку и подкармливать птиц.

Нет, конечно. Птиц можно подкармливать крошками пшеничного хлеба, семечками, семенами растений –подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.











До свидания, Кузя!





Проходят к столам. Одевают халат и шапочки.





Ребенок помешивает воду с желатином.



Дети выбирают из всего только семечки подсолнечника, овес, просо и ссыпают в миску.




Дети раскладывают нити в формочки








Да.























































































































































































Рефлексия.

А пока наши «пирожные» застывают, я предлагаю поиграть. И поможет нам любимый кубик Блюма. Кто поймал, тот отвечает на вопрос грани. (педагог кидает кубик каждому по очереди и задает вопрос)

Поделись, что тебе понравилось на этом занятии?

Придумай, рифму к слову птица?

Предложи, как ты можешь помочь зимующим птицам?

Почему, перо легкое?

Назови, какие виды перьев ты знаешь?

Объясни, зачем птицам маховые перья?

«Вы сегодня молодцы-

Потрудились от души,

не ленились, убедились

и многому научились»

Спасибо за занятие, ребята!

Дети ловят и кратко отвечают на поставленные вопрос.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!