СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по профилактике правонарушений подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в рамках проведения Месячника безопасности 2021. Ориентирован

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по профилактике правонарушений подростков»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Конспект занятия с элементами тренинга «Профилактика правонарушений подростков»

(в рамках Месячника безопасности 2021)

Подготовила: Вяткина Е.В.

педагог-психолог


Цель: профилактика правонарушений в подростковой среде через повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Задачи:

  • Формировать умения различать хорошие и плохие поступки.

  • Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам.

  • Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми.

  • Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления.

Методы работы: групповая.

Время проведения: 1час

Целевая аудитория: 13-17 лет.

Ребята. Сегодня будет проведено занятие в рамках месячника безопасности. Пройдет оно в форме тренинга.

Правила работы в тренинге следующие:

  1. Здесь и сейчас

  2. Активность на занятии

  3. Один говорит – другие слушают.

  4. Я – высказывания

  5. Правило поднятой руки.

Так как мы с вами не знакомы, предлагаю провести психологическую разминку:

  1. Если вы считаете, что в вашем классе самые умные молодые люди – ударьте кулаком себя в грудь.

  2. Если вы считаете, что в вашем классе самые симпатичные девочки, хлопните в ладоши.

  3. Если вы считаете, что школа – это хорошо, но посещать секции, кружки и студии круто – топните ногой.

  4. Если вы считаете, что у вас самые замечательные учителя – вытяните правую руку вперед и помашите.

  5. Если вы собираетесь после окончания школы поступать в ВУЗ – покачайте головой.

  6. Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь своему соседу или соседке справа и слева.

Давайте познакомимся - будем передавать предмет по кругу, у кого он в руках нужно будет поздороваться, назвать свое имя и на первую букву своего имени необходимо подобрать какое-нибудь определение, например, здравствуйте я Елена – единственная. И так по кругу, не задерживая друг друга. Рефлексия: ребята, кому было сложно подобрать определение к своему имени?

У каждого из нас множество социальных ролей. Вы не просто учащиеся школы, но вы и дочери и сыновья, друзья и подруги и т.д. и в каждой роли вы себя как то реализуете. Знакомство продолжается и сейчас я предлагаю выполнить упражнение «Я умник или умница и молодец, как…» выбирайте на подносе карточку, читайте и нужно объяснить, почему вы умница и молодец.

Задание 1 Разминка. Отгадай сказку

  1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену?

 («Царевна-лягушка».)

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? 

(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

  1. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая.

 («Гуси-лебеди».)

  1. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища.

 («Заячья избушка».)

 

Педагог  рассказывает притчу об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.

В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. 



Задание  №2 «Гражданин своей страны»

  1. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

  2. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

  3. Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).

  4. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

  5. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт?

  6. В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

  7. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище  цвета с низу вверх: красный, синий, белый)

  8. Что изображено на гербе нашей страны? (двуглавый орел)

  9. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

Ребята, у каждого из вас есть права и есть обязанности. Вы дифференцируете их? Можете сказать, в чем их отличия? выполнение обязанностей – общеобязательно, в то время как использование своих прав – строго индивидуально. Человек может воспользоваться своим правом участия в конкурсе на получение высшего образования, а может и отказаться от него, занимаясь неквалифицированным трудом.

Задание №3. Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Уважать учителей (обязанность)

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)


Люди не только должны знать свои права, но и уважать чужие интересы. За нарушение такой парадигмы предусмотрена ответственность.

Какие виды ответственности вы знаете?


Задание  №4 «Виды юридической ответственности»

Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

  1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

  3. Избил одноклассника (Уголовная)

  4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

  5. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)

  6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

  7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

  8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

  9. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

  10. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)


З а д а н и е №5 «С о г л а с н ы л и в ы...»


Командам по очереди зачитываются утверждения, на которые они должны дать положительный или отрицательный ответ, обосновывая его.

Утверждения:

• Каждый человек должен отвечать за свои действия.

• Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если данный способ противоречит правилам и нормам, принятым в обществе.

• Только взрослые могут защитить права детей.

• Мужчины сильнее женщин, так как у них больше прав.

• Родители должны нести ответственность за воспитание своих детей.

• Родители не виноваты в том, что их ребенок попрошайничает, хулиганит, ворует, уходит из дома.

• Дети до 18 лет не имеют прав, так как они являются несовершеннолетними. • Ребенок до 18 лет не может обратиться в суд с целью защиты своих прав и интересов.


«У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть таким, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизм защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо узнать, на что имеешь право.

Вы имеете право:

 Иногда ставить себя на первое место;

 Просить о помощи и эмоциональной поддержке;

 Протестовать против несправедливого обращения или критики;

 Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

 Предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

 Говорить «нет», «спасибо», «извините, НЕТ»;

 Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

Побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества;

 На свои собственные чувства – не зависимо от того, понимают ли их окружающие;

 Менять свои решения или избирать другой образ действий;

 Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным (ой) на 100%;

- следовать за толпой;

- любить людей, приносящим вам вред;

-делать приятное неприятным людям;

- извинятся за то, что были самим (ой) собой;

- выбиваться из сил ради других.


Задание №6 Школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах учеников».

критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может сам предложить эти критерии. К таким критериям относятся:

  • Твои права не должны ущемлять права других людей.

  • Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.

 Далее в театрализованной форме проводится принятие прав предложенных каждой из групп разработчиков.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!