Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей подготовительной группы с ЗПР
Тема: Школа эмоций.
Цель: Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
Образовательные задачи:
- расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх);
- развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства;
- тренировать выразительность мимики и пантомимики, интонацию;
-помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
Коррекционные задачи:
- развивать мышление, внимание, память, воображение;
-учить согласовывать речь с движениями;
Воспитательные задачи:
- воспитывать толерантное отношение к ответам других детей;
-формировать умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: карточки с изображением разных эмоциональных состояний, клубочек, веселая и грустная музыка.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие. Создание эмоционально положительной обстановки.
Дефектолог: Ребята, добрый день! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в школу, только не в ту, где учатся писать и читать, а в Школу Эмоций. Перед тем как отправиться в путешествие, давайте поприветствуем друг друга. У меня в руках клубок со словами:
Ты клубок ко всем катись,
Но назад ко мне вернись,
У кого он побывает,
Пусть свое имя называет.
Дети передают клубок по очереди друг другу и называют свое имя. После приветствия дети садятся на стульчики и отправляются в путешествие в «Школу эмоций».
II. Основная часть
1. Упражнение «Определи эмоцию»
Дефектолог: Вот мы с вами и приехали в «Школу эмоций», посмотрите, нас ждут фотографии детей. Скажите пожалуйста, фотографии разные или одинаковые
Дети: разные,
Дефектолог: а почему как вы думаете?
Дети: потому что они выражают разные эмоции.
Дефектолог: Давайте посмотрим на фотографии и определим, какие эмоции они выражают.
Дети: радость, грусть, удивление, злость, страх.
Дефектолог: Ребята, как вы определили, что это радость (и так далее по каждой эмоции)
Дети: ребенок улыбается, брови приподняты, широко открыты глаза.
Дефектолог: Молодцы, вы все правильно сказали.
2. Упражнение «Изобрази»
Дефектолог: Ребята, а теперь давайте попробуем изобразить разные эмоции:
- Представьте, что вы в цирке и вас рассмешил клоун (изображают радость);
- Вы разбили мамину любимую вазу (изображают грусть);
- Вы остались одни в темной комнате (изображают страх);
- У вас сломали игрушку (изображают злость);
- На поляне вы увидели необычайной красоты цветок (изображают удивление).
Дефектолог: Ребята, а какие эмоции вам легче было всего выполнять.
Дети: рассказывают какая эмоция для них легче.
3. Музыкальная игра «Потанцуем»
Под веселую музыку дети танцуют, веселятся, улыбаются и передвигаются по комнате. А когда звучит грустная мелодия - дети останавливаются, скрещивают руки на груди, надувают щеки и губы и т.д.
4. Игра «Настроения»
Дефектолог: Встаем в круг и будем изображать то настроение, о котором я скажу.
1-2-3 как я улыбаюсь, покажи.
1-2-3 как я злюсь, покажи
1-2-3 как я удивляюсь, покажи
1-2-3 как я боюсь покажи
1-2-3 как я грущу покажи
5. Упражнение «Подбери верно»
Дефектолог: Разложите перед собой карточки с эмоциями. Сейчас я буду читать стихи, а вы показывать карточку с соответствующим настроением.
Целый день он хмурит брови
И грозит всем кулаком
Да, сегодня он не в духе-
Навестим его потом (злость)
Ночь пришла, а в темноте
Тени движутся везде
Я забрался под кровать
Спрятался и стал дрожать (страх)
Если вам смешинка в рот
Вдруг случайно попадет
Не сердитесь, не ворчите
Хохочите, хохочите! (радость)
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот (удивление)
За окошком дождь грустит,
Он в окошко к нам стучит,
Ведь в дождливую погоду
Грустно всем нам понемногу (Грусть)
6. Упражнение «Закончи предложение»
Дефектолог: Передавайте друг другу мяч и отвечайте на вопросы.
-Я радуюсь тогда когда…
-Я удивляюсь тогда когда…
-Я злюсь тогда когда…
-Я грущу тогда когда…
-Мне страшно тогда когда…
7. Упражнение «Подумай и скажи»
Дефектолог: Ребята, а что можно сделать, чтобы человек не грустил (не злился, чтобы ему не было страшно)
Дети: рассказать смешную историю, вместе поиграть и т.п.
Дефектолог: При затруднении помогает детям, рассказывает что можно сделать.
III. Итог занятия
Дефектолог: Ребята, вам понравилось сегодня занятие?
Дети: Да.
Дефектолог: А, чем вам больше всего понравилось заниматься?
Дети рассказывают, чем им больше понравилось заниматься.
Дефектолог: Мы с вами славно потрудились, молодцы!