Конспект по развитию речи в старшей группе
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Подготовила воспитатель МБОУ «Елунинская ООШ»:
Иванова Оксана Николаевна
Программные задачи:
1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению
3. Закрепить знания о домашних животных и их детёнышей.
4.Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
Материал: текст русской народной сказки «Хаврошечка»; карточки домашние животные и их детёныши; картина, на которой зашифрована пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»; раскраски (коровушка) по количеству детей, проектор.
Ход занятия:
1. (Дети встают около стульчиков)
Воспитатель: Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно.
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте.
Дети: Корова! Слайд 2
Воспитатель: Молодцы, правильно.
- Ребята, скажите, какую пользу приносит корова?
Дети: Она приносит пользу: молоко, мясо, сыр, йогурт. Слайд 3
Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о корове?
Дети: Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек.
У коровы - теленок.
Воспитатель: Ребята, а каких ещё домашних животных и их детёнышей вы знаете?
Дети: (Ответы детей). Слайд 4
2.Работа с карточками. (Воспитатель заранее готовит их на отдельном столе).
Воспитатель: Давайте подойдём к столу. (Дети подходят к столам, где приготовлены карточки – соедини домашнее животное с детёнышем).
Воспитатель: Ребята, соедините домашнее животное с их детёнышами
(дети выполняют задание).
3. Чтение сказки.
Воспитатель: Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка».
Слушайте внимательно. Слайды с 5 по 13
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, давайте встанем и немного отдохнём.
4. Физминутка: «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5. Работа над текстом сказки.
Воспитатель: А сейчас, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.
- Как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?
- С каких слов начинается сказка?
- Кто и как помогал Хаврошечке?
- Кто и как следил за девушкой?
- Какими словами закончилась сказка?
Воспитатель: Молодцы. Хорошо вы слушали сказку и запомнили её.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться. Какой он? (трудолюбивый)
6. Работа над пословицей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран! Слайд 14
- Сейчас я вам скажу 3 пословицы, одна из них спрятана в этой картинке.
Слушайте внимательно.
- Труд кормит, а лень портит.
- Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
- Пчелка маленькая, а и та работает.
Воспитатель: ребята, догадались, какая пословица спрятана в этой картинке?
Дети: Да! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!
Воспитатель: молодцы! А как можно объяснить эту пословицу?
Дети объясняют смысл пословицы.
Далее педагог и дети проговаривают пословицу вместе вслух.
7. Рефлексия.
Назвали домашних животных, и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили ее и верно отвечали на все мои вопросы. А еще, ребята, мы с вами познакомились с пословицей – «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», и вы верно ее истолковали.
Воспитатель: Ребята, Хаврошечка приготовила для вас подарки, это раскраска, а на ней коровушка из сказки. Я предлагаю вам взять ее домой, раскрасить, и завтра принести в группу на выставку. А мы посмотрим, у кого какая корова, получилась (рыжая, пятнистая).
Педагог дарит детям раскраску – «коровушка».