СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи дл детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.

Задачи:

  1. Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления; развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.
  2. Учить разгадывать кроссворд; учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; учить угадывать по описанию;
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
  4. Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи дл детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Кораблик»








Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»

Старшая группа




Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна









г. Верхний Тагил

2019 г.

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»

Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.

Задачи:

  1. Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления; развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.

  2. Учить разгадывать кроссворд; учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; учить угадывать по описанию;

  3. Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;

  4. Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

- чтение книг В. Бианки;

- наблюдение в природе;

- дидактические игры: «Чьи следы», «Кто, где зимует», «Кто, чем питается», «Чей голос», «Человек и природа»;

- организация выставки книг В. Бианки;

- беседа с детьми по серии « Картины из жизни домашних животных»;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Волшебная книга», «Волшебная книга» с пустыми страницами; предметные картинки: клёст, лиса, медведь, снегирь, утка, бурундук; кроссворд, картинки из произведений В.В. Бианки, портрет писателя В.В. Бианки, выставка книг, цветные карандаши, листы, клей.


Ход:

Логопед: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать. (Дети здороваются - психогимнастика).

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Логопед: Дети, скажите, вы верите в чудеса? (Ответы детей)

Логопед: У нас в группе сегодня произошло настоящее чудо! Вы хотите его увидеть? (Ответы детей)

Логопед: Для того, Чтобы произошло чудо, нам надо разгадать кроссворд. Вы отгадываете загадки, и из выделенного слова мы узнаем, какое чудо увидим. Готовы?

Дети: Да.

Загадка 1: Пёстрая крякуша ловит лягушек. (утка)

Загадка 2: Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (гусеница)

Загадка 3: Она, как змейка, в траве мелькает.

Хвост оборвёт – другой наживает. (ящерица)

Загадка 4: Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (лягушка)

Загадка 5: Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (сова)

Логопед: Какое слово получилось?

Дети: Книга.

Логопед: Молодцы, справились с кроссвордом. А сейчас закройте глаза. Посмотрите, какое чудо получилось. Это волшебная книга и она нас приглашает в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите на выставку. Что вы видите на ней? (Книги). Где еще мы можем с вами увидеть книги? (В библиотеке) Скажите, что мы делаем с книгами? (Читаем) Что в книгах мы можем прочитать? (Сказки, стихи, рассказы) Как мы называем человека, который пишет сказки или рассказы? (Писатель)

Логопед открывает первую страницу книги: Ребята, посмотрите, пожалуйста на портрет. Как вы думаете, чей это портрет? (Писателя В.В. Бианки.) Сегодня мы поговорим о произведениях Виталия Бианки.

С творчеством Виталия Валентиновича Бианки знакомы многие. Он писал о жизни зверей и птиц, о закатах и рассветах, о росинках и травинках, о деревьях и кустарниках. Он был влюблён в красоту родных лесов и полей. Писатель отлично знал язык природы. Тема природы – главная в его творчестве.

В.В. Бианки был не только писателем, но и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».

Логопед: Где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки? (Ответы детей)

Ребенок читает стихотворение:

Повсюду: в лесу, на поляне,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь.

И лучше знакомых зверюшек

Узнаешь, дружок и поймешь.

Логопед: Молодцы, дети, я вижу, что вы внимательно слушали рассказы Виталия Бианки, поэтому запомнили так много произведений. Теперь, я предлагаю вам разделится на 2 команды. Каждая команда будет выполнять своё задание. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выиграет та команда, которая получит больше фишек.
1 задание: «Главный герой» 
Из трёх предложенных ответов выберите правильный. 
1 команда: «Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
-щенок
-котёнок
-лисёнок
2 команда: «Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»
-дуб
-ель
-берёза
2 задание: «Вспомните название произведений»
1.«Лесные …»
-теремочки
-домишки
-избушки 
Ответ: «Лесные домишки»
2.«Первая …»
-прогулка
-охота
-выставка 
Ответ: «Первая охота»
3.«Кто чем …?»
-кричит 
-поёт
-свистит 
Ответ: «Кто чем поёт?» 
4. «Лис и…»
-мышонок
-хомячок
-крот 
Ответ: «Лис и мышонок»
5. «Купание …»
-зайчат
-медвежат
-лисят 
Ответ: «Купание медвежат»
6. «Терентий ...»
-ворон
-тетерев
-сова
Ответ:«Терентий - Тетерев»

3. Артикуляционная гимнастика: Речевая зарядка. -Да - да - да - Мы спросили у дрозда. - До - до - до - Где, скажи, твое гнездо? - Ды - ды - ды - Оно, наверно, у воды? - Ду - ду - ду - Свое гнездо я сам найду.

Покажем гнездо дрозда (Чашечка)
4 задание «Чей? Чья? Чьё?»
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться части животных - зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.

  • Чей это клюв? (На экране изображение клюва клеста).

  • А чей это хвост? (На экране хвост лисы).

  • А чьи это лапы? (На экране лапы медведя).

  • А у какой птицы грудка такого цвета? (На экране грудка снегиря).

  • У кого такие лапки? (На экране лапки с перепонками – утки).

  • У какого зверя такая спина? (На экране пять черных полосок – это бурундук).

5 задание «Кто что ест?»
Логопед: В сказке «Чей нос лучше?»? В.Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.
1 команда - Назовите, корм, который ест клест. (предъявляем детям три тарелочки на выбор: с шишками, морковкой, корой)
2 команда - Назовите, корм, который ест дубонос. (предъявляем детям три тарелочки на выбор: с вишнёвыми косточками, картофелем, травой)
6 задание Игра «Кто больше?»
Логопед: Ответьте на вопрос:"Кто меньше?"
1 команда – лис или мышонок
2 команда - мышь или сова
7 Физминутка «Сова»:

Ой ты, Совушка-Сова,

Удалая голова. Дети поворачивают голову вправо, затем влево.

Ты ночами не летай, Взмахи руками.

И зверюшек не пугай.

Грозят пальчиком.

Не пугай, Сова, Зайчишку, Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки)

Не пугай Лису и Мишку -

Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя.

Звери тоже спать должны,

Ладони подкладывают под щёку.

Звери просят тишины. Прикладывают пальчик к губам.

(А. Вронский)



8 задание «Кто это?»
Логопед: Попробуйте по описанию угадать кто это?.
1 команда:
-Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки». (гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)
2 команда:
- Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).
9 задание «Как всё начиналось»
Логопед: Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.
1 команда:
-«Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и мышонок»).
-«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден». («Как муравьишка домой спешил»)
2 команда: 
-«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»).
-«Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»).

Логопед: Мы с вами ответили правильно на все вопросы, а пока отвечали, про волшебную книгу забыли. Давайте посмотрим, что там? Переворачиваем страницу нашей книги. Ребята, а книга-то у нас пустая! Мы с вами читали много произведений Виталия Бианки, я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию или персонажа из того произведения, которое вам больше всего понравилось. Из ваших рисунков мы создадим свою волшебную книгу с красочными иллюстрациями. (Дети рисуют, затем вместе с воспитателем доделывают книгу).

Логопед: Вот и закончились страницы в нашей волшебной книге, а значит и подошла к концу встреча с Виталием Бианки. Понравился ли вам писатель? (Ответы детей) Волшебная книга для вас приготовила вот такие солнышки. Если вам понравилось это путешествие, возьмите себе радостное солнышко. Если вам было трудно справиться с каким-то заданием, вам что-то не понравилось – возьмите грустное солнышко. (Дети выполняют задание). (Дети вместе с логопедом встают в круг).

Логопед: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии. (Дети отвечают.)

Логопед: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Вы сегодня очень хорошо и активно работали. До свидания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!