Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Кораблик»
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»
Старшая группа
Учитель – логопед I кв. кат.:
Самофеева Наталья Андреевна
г. Верхний Тагил
2019 г.
Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие-викторина по книгам Виталия Бианки»
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.
Задачи:
Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления; развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.
Учить разгадывать кроссворд; учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными; учить угадывать по описанию;
Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- чтение книг В. Бианки;
- наблюдение в природе;
- дидактические игры: «Чьи следы», «Кто, где зимует», «Кто, чем питается», «Чей голос», «Человек и природа»;
- организация выставки книг В. Бианки;
- беседа с детьми по серии « Картины из жизни домашних животных»;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Волшебная книга», «Волшебная книга» с пустыми страницами; предметные картинки: клёст, лиса, медведь, снегирь, утка, бурундук; кроссворд, картинки из произведений В.В. Бианки, портрет писателя В.В. Бианки, выставка книг, цветные карандаши, листы, клей.
Ход:
Логопед: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать. (Дети здороваются - психогимнастика).
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Логопед: Дети, скажите, вы верите в чудеса? (Ответы детей)
Логопед: У нас в группе сегодня произошло настоящее чудо! Вы хотите его увидеть? (Ответы детей)
Логопед: Для того, Чтобы произошло чудо, нам надо разгадать кроссворд. Вы отгадываете загадки, и из выделенного слова мы узнаем, какое чудо увидим. Готовы?
Дети: Да.
Загадка 1: Пёстрая крякуша ловит лягушек. (утка)
Загадка 2: Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)
Загадка 3: Она, как змейка, в траве мелькает.
Хвост оборвёт – другой наживает. (ящерица)
Загадка 4: Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадают в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка)
Загадка 5: Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (сова)
Логопед: Какое слово получилось?
Дети: Книга.
Логопед: Молодцы, справились с кроссвордом. А сейчас закройте глаза. Посмотрите, какое чудо получилось. Это волшебная книга и она нас приглашает в путешествие. Вы согласны?
Дети: Да.
Логопед: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите на выставку. Что вы видите на ней? (Книги). Где еще мы можем с вами увидеть книги? (В библиотеке) Скажите, что мы делаем с книгами? (Читаем) Что в книгах мы можем прочитать? (Сказки, стихи, рассказы) Как мы называем человека, который пишет сказки или рассказы? (Писатель)
Логопед открывает первую страницу книги: Ребята, посмотрите, пожалуйста на портрет. Как вы думаете, чей это портрет? (Писателя В.В. Бианки.) Сегодня мы поговорим о произведениях Виталия Бианки.
С творчеством Виталия Валентиновича Бианки знакомы многие. Он писал о жизни зверей и птиц, о закатах и рассветах, о росинках и травинках, о деревьях и кустарниках. Он был влюблён в красоту родных лесов и полей. Писатель отлично знал язык природы. Тема природы – главная в его творчестве.
В.В. Бианки был не только писателем, но и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
Логопед: Где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Повсюду: в лесу, на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок и поймешь.
Логопед: Молодцы, дети, я вижу, что вы внимательно слушали рассказы Виталия Бианки, поэтому запомнили так много произведений. Теперь, я предлагаю вам разделится на 2 команды. Каждая команда будет выполнять своё задание. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выиграет та команда, которая получит больше фишек.
1 задание: «Главный герой»
Из трёх предложенных ответов выберите правильный.
1 команда: «Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?»
-щенок
-котёнок
-лисёнок
2 команда: «Какое дерево стало для животных теремком в рассказе «Теремок»
-дуб
-ель
-берёза
2 задание: «Вспомните название произведений»
1.«Лесные …»
-теремочки
-домишки
-избушки
Ответ: «Лесные домишки»
2.«Первая …»
-прогулка
-охота
-выставка
Ответ: «Первая охота»
3.«Кто чем …?»
-кричит
-поёт
-свистит
Ответ: «Кто чем поёт?»
4. «Лис и…»
-мышонок
-хомячок
-крот
Ответ: «Лис и мышонок»
5. «Купание …»
-зайчат
-медвежат
-лисят
Ответ: «Купание медвежат»
6. «Терентий ...»
-ворон
-тетерев
-сова
Ответ:«Терентий - Тетерев»
3. Артикуляционная гимнастика: Речевая зарядка. -Да - да - да - Мы спросили у дрозда. - До - до - до - Где, скажи, твое гнездо? - Ды - ды - ды - Оно, наверно, у воды? - Ду - ду - ду - Свое гнездо я сам найду.
Покажем гнездо дрозда (Чашечка)
4 задание «Чей? Чья? Чьё?»
Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться части животных - зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.
Чей это клюв? (На экране изображение клюва клеста).
А чей это хвост? (На экране хвост лисы).
А чьи это лапы? (На экране лапы медведя).
А у какой птицы грудка такого цвета? (На экране грудка снегиря).
У кого такие лапки? (На экране лапки с перепонками – утки).
У какого зверя такая спина? (На экране пять черных полосок – это бурундук).
5 задание «Кто что ест?»
Логопед: В сказке «Чей нос лучше?»? В.Бианки рассказал, какой корм едят птицы. Послушайте задание.
1 команда - Назовите, корм, который ест клест. (предъявляем детям три тарелочки на выбор: с шишками, морковкой, корой)
2 команда - Назовите, корм, который ест дубонос. (предъявляем детям три тарелочки на выбор: с вишнёвыми косточками, картофелем, травой)
6 задание Игра «Кто больше?»
Логопед: Ответьте на вопрос:"Кто меньше?"
1 команда – лис или мышонок
2 команда - мышь или сова
7 Физминутка «Сова»:
Ой ты, Совушка-Сова,
Удалая голова. Дети поворачивают голову вправо, затем влево.
Ты ночами не летай, Взмахи руками.
И зверюшек не пугай.
Грозят пальчиком.
Не пугай, Сова, Зайчишку, Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки)
Не пугай Лису и Мишку -
Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя.
Звери тоже спать должны,
Ладони подкладывают под щёку.
Звери просят тишины. Прикладывают пальчик к губам.
(А. Вронский)
8 задание «Кто это?»
Логопед: Попробуйте по описанию угадать кто это?.
1 команда:
-Червяк - червяком, только спереди - ножки и сзади - ножки». (гусеница- землемер, «Как муравьишка домой спешил»)
2 команда:
- Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (водомерка, «Как муравьишка домой спешил»).
9 задание «Как всё начиналось»
Логопед: Попробуйте по первым строчкам угадать название сказки или рассказа.
1 команда:
-«Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?» («Лис и мышонок»).
-«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден». («Как муравьишка домой спешил»)
2 команда:
-«Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова» («Сова»).
-«Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами» («Первая охота»).
Логопед: Мы с вами ответили правильно на все вопросы, а пока отвечали, про волшебную книгу забыли. Давайте посмотрим, что там? Переворачиваем страницу нашей книги. Ребята, а книга-то у нас пустая! Мы с вами читали много произведений Виталия Бианки, я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию или персонажа из того произведения, которое вам больше всего понравилось. Из ваших рисунков мы создадим свою волшебную книгу с красочными иллюстрациями. (Дети рисуют, затем вместе с воспитателем доделывают книгу).
Логопед: Вот и закончились страницы в нашей волшебной книге, а значит и подошла к концу встреча с Виталием Бианки. Понравился ли вам писатель? (Ответы детей) Волшебная книга для вас приготовила вот такие солнышки. Если вам понравилось это путешествие, возьмите себе радостное солнышко. Если вам было трудно справиться с каким-то заданием, вам что-то не понравилось – возьмите грустное солнышко. (Дети выполняют задание). (Дети вместе с логопедом встают в круг).
Логопед: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии. (Дети отвечают.)
Логопед: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Вы сегодня очень хорошо и активно работали. До свидания!