СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Добринская СОШ» (дошкольная группа)

















Конспект занятия по развитию речи

«Лиса и журавль»

с использованием серии сюжетных картин»

















Воспитатель:

Подовинникова Елена Анатольевна







Добрино


Цель занятия: учить детей пересказывать сказку с помощью серии сюжетных картин.

Задачи:

  • продолжать учить детей связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана иллюстрации к сказке, отражающие последовательность событий; образовывать и употреблять прилагательные;

  • развивать диалогическую и монологическую речь, мышление, память, внимание;

  • воспитывать умения работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Тип занятия: занятие по усвоению новых знаний и умений.

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: воспитатель и дети разновозрастной группы.

Возраст обучающихся: 4-6 лет.

Оборудование и материалы: ноутбук, колонки, доска, 4 картинки – иллюстрации к сказке Л.Н.Толстого «Лиса и журавль», раздаточный материал, состоящий из таких же 4 картинок – иллюстраций, аудиозапись сказки http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html, выставка книг с русскими сказками, портрет Л.Н.Толстого.

Предварительная подготовка.

Изучение русских народных сказок, рассказ воспитателя о русских писателях-сказочниках, рисунки по русским народным сказкам.

Методы и приемы работы с детьми.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: демонстрация и подбор картинок, подбор слов, беседа, уточнений слов, игра, объяснение, слушание, воспроизведение, повторное проговаривание, указания, оценка детской речи, вопрос, игровые приемы.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организация детей

  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).

  • Создание мотивации, интереса к занятию: просмотр выставки книг; короткое объяснение известной ребенку сказки; знакомство с писателем Л.Н.Толстым и настрой на знакомство с его сказкой «Лиса и журавль».

5 минут

Основная часть занятия

1.Работа с новыми словами. Пополнение словарного запаса слов.

2. Чтение сказки воспитателем.

3. Расстановка иллюстраций к сказке в нужном порядке. Работа в парах. Проверка выполнения задания на доске.

4.Ответы детей на вопросы воспитателя по сказке с использованием иллюстраций.

5. Разные ответы на один и тот же вопрос (смысл сказки).

6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь прилагательное»

7. Слушание сказки (аудиозапись) с целью подготовки пересказа.

8. Пересказ сказки с использованием картинок.

17 минут

Окончание занятия

  • Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).

2. Переключение детей на другой вид деятельности.

3 минуты



Ход занятия.

  • Организация детей.

  • Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания).

2.Создание мотивации, интереса к занятию.

  • Ребята, какие книжки представлены сегодня на выставке?О чем они?

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую сказку и очень коротко объяснить всем, о чем в ней говорится. (Примерный ответ: Сказка «Колобок» о том, как Лиса перехитрила Колобка.).

  • Кто изображен на портрете? (Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, который написал для детей много сказок. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и журавль», которую записал для нас Л.Н.Толстой).


  • Основная часть занятия.


  • Воспитатель выставляет на доску серию из четырех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед), стряпать, потчевать, кум, кума, врозь и др.


  • Воспитатель читает текст сказки:

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

- Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

- Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

- Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


  • Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает поработать в парах.

  • Расставьте картинки в соответствии с сюжетом сказки (в нужном порядке).



Воспитатель просматривает правильность выполнения задания в группах.

Для проверки вызывает по одному ребенку к доске и предлагает восстановить порядок расположения картин.


  • Воспитатель задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением (к каждому фрагменту рассказа воспитатель задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка, предлагает использовать картинки):

  • Для чего Лиса пригласила Журавля?

  • Она действительно хотела его угостить?

  • Для чего Журавль пригласил Лису?

  • Можно сказать, что они были друзьями?

  • Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»?

  • Почему Журавль не мог есть кашу?

  • Почему Лиса не могла есть окрошку?

  • Как Журавль ел окрошку?

  • Какая часть тела помогла ему?

  • В какое горлышко Журавль просунул клюв?

  • Как помогли Журавлю длинные ноги?


  • Воспитатель просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля?

Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется.


6. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Воспитатель просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее прилагательные; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась… (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила…; Журавль пригласил…; Журавль наготовил…; Лиса размазала…; Журавль налил…; Журавль стоял…; Лиса махнула….


7. Воспитатель предлагает учащимся прослушать аудиозапись сказки http://dlya-detey.comHYPERLINK "http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html"/HYPERLINK "http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html"audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках. Обращает внимание на то, что поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа.


8. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, воспитатель опрашивает 4—5 детей. Дети при пересказе используют картинки. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка.


  • Окончание занятия.

1.Подведение итога (анализ работы детей на занятии, сравнение работы с дидактическими задачами, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз).

2. Переключение детей на другой вид деятельности.

Литература.

  • Аудиосказки для детей http://dlya-detey.com/audioskazki/narodnie/25-lisa-i-zhuravl-slushat-online.html

  • Калинина Т. В. Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и журавль» с использованием серии сюжетных картин // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 532-535.

  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. http://www.cow-leech.ru/docs/index-610.html?page=9

  • Пыхова О. Структура занятия в ДОУ по ФГОС. http://www.maam.ru/detskijsad/struktura-zanjatija-v-dou-po-fgos.html

  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. / Издательство: Академия, 2014 г.

  • Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ. / Издательство: Сфера, 2017 г.

  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. Методическое пособие. / Издательство: Сфера, 2015 г.

  • Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. / Издательство: Владос, 2013 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!