СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи по теме "Текст"»

Занятие по развитию речи по теме «Текст».

Цель: Учить школьников находить в тексте главную мысль и обосновывать свою точку зрения, опираясь на цитаты из текста, продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать его.

Задачи:

  • способствовать усвоению понятий «текст», «тема текста», «заголовок текста»;

  • развивать умение определять тему текста и подбирать соответствующий заголовок к данному тексту; развивать память, внимание;

  • воспитывать интерес к русскому языку, литературе.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные (умение ставить цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, различать способ и результат действий

  • Познавательные (самостоятельный поиск необходимой информации, умение рассуждать, делать выводы)

  • Коммуникативные (учитывать разные мнения, формировать собственное мнение, умение работать в парах, группах)

  • Личностные: проявлять интерес к изучению нового; проявлять уважительное отношение к русскому языку; проявлять уважительное отношение к товарищам; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на занятии.

  • Предметные (научить составлять текст, озаглавливать его)

Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение.

Ресурсы: распечатки, компьютерная презентация


Ход занятия:

  1. Организация начала занятия.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Артикуляционные упражнения

  1. Ныряльщик. Вдохнуть, выдыхать постепенно, как ныряльщик под водой.

  2. Ветерок. Подуть как ветерок.

  3. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

  4. Вкусное варение. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

  5. Улыбка. Мышцы губ растянуть в улыбке.

  6. Маятник. Отклонять язык то вправо, то влево. При движении язык не прикасается к губам.

Скороговорка.

Перепелятник пойма
Перепела, перепёлку,
Перепелят и перепелятника.


IV. Актуализация знаний.

-У вас на столе карточки. Вы должны подобрать к половине пословицы  из левого столбика подходящую по смыслу часть из правого столбика. 

Объясните смысл пословицы.

Слайд 1. - Определите, что это записано? (1 – это предложения, 2 – это текст). Ты уже знаешь, что такое ТЕКСТ. Давай вспомним признаки текста.

(задание на листочках)

- Предложения в тексте (связаны) по смыслу.

- Предложения в тексте рассказывают об (одном) и том же.

- Каждое предложение в тексте имеет своё (место).

- К тексту можно придумать (заглавие).


  1. Изучение нового материала.

Слайд 2.  – Выберете из предложенных групп предложений текст.

(Лось жил на берегу красивого озера. Бабушка всегда рассказывала очень интересные сказки. От усталости путники валились с ног. Без нитки да иголки шубы не пошить.)

(У самого берега жили два камня – два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.)

– Какая группа предложений является текстом?

– Почему?

Работа в парах на листочках.

- Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст. Работайте в парах, не забывайте о правилах работы в паре.

- Какие качества вам будут необходимы при выполнении этого задания? (взаимопомощь, терпение, успех). Проверка.

- Запишите получившийся текст.

  1. - Какие качества необходимы для выполнения этого задания? (Аккуратность, старание, успех). Определите тему текста и озаглавьте его.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


IV. Повторение ранее изученного материала.

«Играть играй, да дело знай»

  1. «Отгадай словечко».

- Первый, последний, школьный, телефонный, звонкий (звонок).

- Воздушный, ёлочный, земной (шар).

- Морской, речной, сахарный, мелкий, крупный (песок).

- Белый, чёрный, ржаной, пшеничный, мягкий, чёрствый (хлеб).

- Сильный, холодный, тёплый, северный, резкий (ветер).

- Большое, зелёное, красное, сладкое, кислое, наливное (яблоко).

Задание: Установите связь.

1. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.- (Крот живет под землей.)

2. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.- ( Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.)

3.У жирафа огромный рост. –( Жираф легко достает листья с больших деревьев.)

4.Бананы срезают зелеными.-  (Созревшие бананы быстро портятся.)

5.У дятла липкий язык большой длины. –( Муравьи часто прилипают к нему.)

6.Арбузы растут в жарких странах.- ( Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.)

7.Большинство птиц строят себе гнезда.-  (Гнезда защищают и яйца, и птенцов.и т.п.)

V. Итог занятия.

- Чему учились сегодня на занятии? (Определять тему текста и подбирать заголовок к тексту.)

VI. Рефлексия.

     -Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какое задание было самым интересным?

- Кому все задания показались лёгкими, кто с ними справился быстро без особых усилий, выберите смайлик «Солнышко».

- У кого некоторые задания вызвали затруднения, но, приложив усилия, всё же удалось справиться, выберите смайлик «Солнышко в тучках».

- Кому было очень сложно, всё время требовалась помощь, выберите смайлик «Тучка с дождиком».

Посмотрите, какая погода над нашим «Дворцом успеха». Что вы можете об этом сказать? (Для успешного завершения начатого дела необходимо хорошее настроение.)

-Урок окончен, спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!