СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие Уралу»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнить и расширить знания детей об Урале, как о родном крае.

Задачи.

1. Формировать  грамматически  правильную речь  через закрепление навыка  согласования существительного с числительным.

2. Развивать интерес к природе родного края. Активизировать и пополнять словарь детей. Развивать мышление, память, произвольное внимание, познавательную активность.

3. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, интерес к культурному уральскому наследию народа. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи «Путешествие Уралу»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Кораблик»









Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие Уралу»

Старшая группа




Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна









г. Верхний Тагил

2018 г.

Цель: уточнить и расширить знания детей об Урале, как о родном крае.

Задачи.

1. Формировать грамматически правильную речь через закрепление навыка согласования существительного с числительным.

2. Развивать интерес к природе родного края. Активизировать и пополнять словарь детей. Развивать мышление, память, произвольное внимание, познавательную активность.

3. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, интерес к культурному уральскому наследию народа. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Используемые материалы.

Раздаточный:

- дидактическая игра «Кольца Луллия»;

- контейнеры с песком с камнями-самоцветами внутри.

Демонстрационный:

- мультимедийное оборудование;

- презентация «Путешествие по Уралу»;

- сундук и письмо.

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация, сюрпризный момент;

- словесные: загадки, вопросы, решение речевых задач, рассказывание легенды;

- практические: физкультминутка, игровая ситуация, упражнение на развитие сенсорики и моторики.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы по теме.


Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент. Слайд 1

Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Люблю я книги читать, люблю карты изучать.

На карте мира не найдешь,

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы на ней всегда найдём

Свою страну – наш общий дом!


2. Основная часть.

Ребята, подскажите, как называется страна, в которой мы живём? 


Слайд 2

Да, действительно, Россия! Посмотрите на карту, какая она (Россия) огромная. Наша страна большая, но у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт. Это малая родина. В нашей стране есть замечательны край, где живём мы с вами. Как он называется? (Урал).

Есть Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал! Мы с вами живём на Среднем Урале, в самом центре России. На границе Европы и Азии.

А кто знает, как называется область, в которой мы живём? Слайд 3

Правильно, Свердловская, и главный город нашей области – Екатеринбург, находится он вот здесь. (На карту прикрепляется герб Свердловской области).

Вы знаете, что Урал называют каменной страной? Как вы думаете, почему? 

Верно, на Урале много гор. Слово  «Урал» в переводе с башкирского, означает «пояс».  Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.

Но много-много лет назад Уральские горы назывались иначе - Чудесный пояс, Рифейские горы, Гиперборейские горы. Я познакомлю вас с башкирским преданием (легендой)  «Чудесный пояс».

Давно это было. Жил в наших краях удалой башкир. Почти весь Урал он объездил на своем коне. Знал все лучшие пастбища и бортевые деревья, где обитали дикие пчелы. Много диковинных камней привозил. А когда стал жениться, то подарила ему невеста необыкновенный пояс, шитый шелком, серебром и золотом искусными рукодельницами, подругами невесты. А вышили они Уральские горы и показали, где какие богатства в них лежат. Сверкал и переливался этот пояс всеми цветами радуги. Только недолго пришлось жениху любоваться подарком. Исчез вдруг пояс. Сколько ни искали, не могли найти.

Долго горевал жених, да невеста успокоила, пообещав ему вышить другой пояс. Так бы и забыли об этом поясе, да вот только вдруг зачастили русские купцы в наши края, землю скупать начали. Камни какие-то нашли в горах. Вот и подумали тогда все, кто знал о пропаже пояса молодца: не нашли ли тот пояс русские купцы?

Вот такая легенда о названии Уральских гор.

Ну, что, начнем наше путешествие по Уралу? Узнаем, чем богат наш край? Для того, чтобы узнать куда мы отправимся сначала, отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес) Слайд 4

Уральские леса очень красивы. Сейчас я буду загадывать вам загадки о деревьях, а вы попробуйте их отгадать. Будьте внимательны. Первая загадка:

Клейкие почки,

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой. (Береза) Слайд 5

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (Сосна)

Я из крошки — бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Как вы думаете, мы можем пересчитать все деревья в лесу? Давайте попробуем: одна береза, две березы,… пять берез. А если много, то мы скажем? («Много берез»). (Аналогично считаем сосны и дубы).

Какое сейчас время года? Давайте покажем, как засыпает природа осенью.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сели тоже покажем,

Крылья сложили назад.


Слайд 6

Ой, ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.

 «Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите больше о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор». Ну, что, проверим, знаем ли мы правила?

Игра «Доскажи словечко»

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Ну, что, дорогие взрослые, справились ребята с заданием? Доверит нам Хозяйка Медной горы свои сокровища?

Наш край сказочно богат. На весь мир славится он своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталем, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углём, рудой, медью, золотом. Ведь не зря же называют Уральские горы каменным поясом!

Открываем сундучок. Где же сокровища Хозяйки?

Игра «Найди самоцвет в песке». (Флюорит – фиолетовый, нефрит – зеленый, тигровый глаз – коричневый).

Герман расскажет нам стихотворение:

Откуда этот камень — самоцвет.

То розовый, то красный, то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной?

Откуда этот ветер смоляной?

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор! От быстрых рек! С Урала!

Средний Урал – целая кладовая разнообразных ископаемых. Слайд 7

Очень много на Урале руд черных металлов. Самые ценные из них – магнитные железняки (магнетиты).

В 1701 году по указу Петра I заложены первые доменные чугуноплавильные заводы в Невьянске и в Каменске. Слайд 8

Ребята, из руды выплавляют чугун, а из чугуна делают всевозможные изделия. Давайте с вами скажем, что может быть чугунным: Слайд 9

Чугунная пушка, сковорода, ванна, батарея

Чугунный якорь, утюг, горшок

Чугунные гантели, гири, колокола

Слайд 10

Давным-давно в Уральских горах люди нашли не только железные руды. Они нашли красивые и редкие цветные металлы: золото, серебро, платину. Умелые уральские мастеровые научились делать из этих металлов разную домашнюю утварь, красивые украшения и всякие поделки. На обозах и баржах везли уральское золото в столицу для государственных нужд. И иноземные купцы охотно покупали изделия из золота, платины и серебра.

Есть на Урале и горючие полезные ископаемые - это нефть, газ и уголь. Добывают эти ископаемые шахтёры. Слайд 12

Давайте и мы немного побудем шахтёрами. (проводится подвижная игра «Шахтёры». Правила: дети делятся на две команды, нужно надеть каску, добежать до обручей, в которых лежат мячи-камни, принести их в корзину, передать каску следующему участнику)

Слайд 13

Ещё на Урале есть месторождения огнеупорного минерала – асбеста.

Асбест по другому называют «горный лён» или «каменная куделька». Давно это было, ещё при Акинфии Демидове жила в городе Невьянске Марфуша – лучшая мастерица при барской рукодельне. Так вот эта Марфуша нашла на Шелковой горке камень дивный: поколотишь его, а он и распушится, как куделька. Ну и научилась Марфуша прясть нитку из этой кудели да плести из той нитки кружева. А пока училась Марфуша прясть, нашла, что куделька эта не горит. А помогал Марфуше разгадать тайну асбеста Юрко Шмель. Так и стали использовать этот камень для изготовления огнеупорной пряжи, несгораемых канатов и ткани и многого другого.

Вот такие богатства скрывают Уральские горы.

Давайте вспомним все уральские богатства игра «Кольца Луллия»: «Что из чего?»

3. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Порадовали вы меня! Понравилась вам встреча?

Вот наше путешествие и закончилось. Это значит, что пора возвращаться в группу. Спасибо вам, ребята!


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!