Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осенние приметы»
Цель: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о признаках осени;
Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием мнемотаблицы.
Закрепить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;
Развивающие:
Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Воспитательные:
Материал:
Мнемотаблицы по теме «осень», Кукла Катя, листья.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:: Здравствуйте дети. Скажите пожалуйста какая у нас сегодня погода за окном?
(Ответ детей)
Воспитатель:: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы скажите, про что она.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: осень
Воспитатель:: ребята, а теперь послушайте стихотворение З.Федоровской:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета.
Воспитатель:: Какая осень в этом стихотворении, какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая)
Воспитатель:: Вот, как много красивого мы сказали об осени. Давайте поиграем в игру.
Основная часть.
Воспитатель: Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце.
- Молодцы.
Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»
На смену лету пришла… (золотая осень).
Солнце все реже выглядывает… (из—за туч).
Деревья надели… (разноцветный наряд).
Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром.
Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам).
Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму).
Физкультминутка
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
(Воспитатель выносит куклу Катю.)
Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней. Наша Катя совсем не знает что такое осень и не знает ее приметы. Давайте по картинкам расскажем ей.
(Воспитатель показывает мнемотаблицы)
Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени. Катя теперь точно знает какое сейчас время года и его приметы. Давайте мы с вами немножко поиграем.
Подвижная игра «Найди пару»
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель: говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.»
Воспитатель: А сейчас давайте для Кати придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью».
Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают».
Воспитатель: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
Воспитатель:: А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Кате, чтобы она не путала больше осень с другими временами года.
(дети делают зарисовки).
Заключительная часть
Воспитатель: Нравятся ли вам ваши работы, какое настроение у Вас?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Понравилось ли вам наше занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы. Давайте отдадим наши работы Кате, попрощаемся и скажем ей «До свидания»