Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема. ЗКР. Звук «ц».
Програмное содержание: упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах: цо, ца, цы; в словах: цыплята, курица и др.) Учить различать слова со звуком «ц».
Развивать фонематический слух, подвижность языка, обогащать словарь.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование: картинки: цыпленок, цветок, курица, заяц, яйцо.
Словарная работа: курица, цыпленок, яйцо.
Предварительная работа: Загадывание загадок, проговаривание чистоговорок,
Интеграция областей: познание, развитие речи, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная.
СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.
Методы и приемы: метод демонстрации, создание игровой ситуации, введение дополнительного персонажа, дидактическая игра, словесный: вопросы, объяснения.
Ход занятия.
Организационный момент.
Восп-ль: Дети, встанем в круг, поздороваемся, как мы умеем.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ,
Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком)
Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком - бл, бл, бл)
Язычок - озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик»)
Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки)
Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата»)
Вот, Шутник!
Вдруг узким –узким стал язык (язык узкий между зубов и вперед, упражнение «иголочка»)
Язычок мы спрячем в рот,
Пусть немножко отдохнет!
Основная часть.
Восп-ль: -Сегодня мы с вами будем тренироваться в произношении звука Ц.
- На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте кто же это.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (цыпленок)
Восп-ль: Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)
Прибежал цыпленок. (картинка)
- Какой он? (Дети описывают Цыпленка- маленький, пушистый, желтый).
- Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце, Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
Восп-ль: - Поиграем в игру «Добавь звук [Ц]».
Зая…. Ледене…. Огуре…. Продаве…. Кури…
Физкультминутка:
Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
У него устали ножки ц-ц-ц-ц
Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц
Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)
И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
Вос-ль: - Ребята, сейчас мы с вами выучим скороговорку и повторим ее вместе. Готовы?
Скороговорка:
Целый день цыплёнок Цып
Возле курицы сидит.
Вос-ль: -У нашего цыпленка есть мама, кто это?
(Курица).
У цыпленка мама- курица.
У львенка? - львица .
У тигренка? - тигрица.
У медвежонка? - медведица.
У волчонка? - волчица.
Какие вы у меня молодцы
Вос-ль: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку, слушайте внимательно.
В некотором царстве, в некотором государстве жили - были царь с царицей. И была у них дочка - царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем. Жили они дружно и частливо.
Вос-ль: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает наводящие вопросы:
– Где жили герои сказки? – (в некотором Царстве).
- Куда выходили гулять царь, царица и царевна? – (на улицу).
- Из чего любовались ясным месяцем? – (из оконца)
-Ребята, цыпленку очень понравилась сказка, он придет домой и обязательно расскажет маме сказку, в которой так много слов с любимым звуком Ц, и вы своим мамам расскажите сегодня.
Рефлексия: -Что мы сегодня делали на занятии? -Кто к нам в гости приходил? - С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?