Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
для детей с ОНР
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Цель: Дифференциация звуков [с – с' – з – з’], развитие артикуляционной моторики и просодических компонентов речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Автоматизация звуков [с – с' – з – з’] в словах, тексте;
Закрепить акустические и артикуляционные признаки звуков [с – с' – з – з’], учить дифференцировать их;
Расширение и активизация словаря по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»;
Учить работать с мнемотаблицей;
Учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам;
Учить составлять простые распространенные предложения по картинкам;
Упражнять детей в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Упражнять в согласовании числительных и существительных, существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие дыхания;
Развитие фонематического слуха;
Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
Развитие мимической мускулатуры;
Развитие внимания, памяти и логического мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать умение работать в коллективе;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: детали платья по количеству детей, картинный материал: существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, а также предметы одежды: рубашка, платье, юбка, свитер, носки, блузка, костюм; глаголы: стирать, сшить, связать, дарить, гладить, покупать; картинки по лексической теме; контейнер, картинки разноцветных шапочек, мнемотаблица, кукла, фишки, зеркала, платочки.
Ход занятия
Орг. Момент
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
Цель: развитие артикуляционной моторики и дыхания.
1.Упражнение на дыхание «Гладим белье»
И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.
2.Артикуляционные упражнения для свистящих звуков (видео)
1) Упражнение «Бегемот»
2) Упражнение «Лягушка»
3) Упражнение «Слон»
4) Упражнение «Футбол»
5) Упражнение «Качели»
6) Упражнение «Часики»
7) Упражнение «Чистим зубки»
2. Д/И «Собери платье»
Цель: развитие логического мышления.
- Сегодня занятия непростое, к нам в гости пришла кукла Маша, она учится шить одежду, чтобы стать... Как называется профессия людей которые шьют одежду? Швеи. А что нужно швеи для работы? (швейная машинка, ножницы, иголки, нитки, ткань, мел).
Вот и наша Маша мечтает стать швеёй. И она решила попробовать сшить себе праздничное платье. Взяла ткань, раскроила детали, а как сшить их между собой она не знает. Давайте поможем кукле собрать детали и сшить платье.
Логопед вручает детям детали платья: рукава, юбку, пояс, воротник, пуговицы, манжеты, оборку. Дети с помощью этих деталей создают макет платья.
Объявление темы занятия
- Дети, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим?
- Сегодня мы поговорим про одежду, обувь и головные уборы, а также повторим звуки, с которыми мы играли на прошлой неделе.
Основная часть занятия
3. Упражнение «Повтори-ка»
Цель: учить дифференцировать на слух близкие по звучанию фонемы, учить работать с мнемотаблицами.
Са – за
Ся – зя
Со – зо
Сё – зё
Су – зу
Сю – зю
Сы –зы
Си – зи
Сэ – зэ
се – зе
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/11/s_5c619970d2f62/1084367_1.jpeg)
4. Упражнение «Добавь нужный слог»
Цель: закрепить акустические и артикуляционные признаки звуков [с – с' – з – з’], учить дифференцировать их; развивать фонематический анализ и синтез.
Добавьте или слог «СА» или «ЗА»:
СА
Ли ..
Колба..
О ..
Колё ..
Кры ..
ЗА
Бере ..
Блу ..
Ва ..
Мимо..
Стреко ..
Добавьте или слог «СЫ» или «ЗЫ»:
СЫ
Бу ..
Воло ..
Какту ..
Но ..
Фоку ..
ЗЫ
Та ..
Моро ..
Меду ..
Гро ..
Арбу ..
5. Дидактическая игра “Красная одежда ”
Цель: упражнять в согласовании существительного и прилагательного в роде и числе.
- Красная шапка
Красный плащ…
Лексический материал: кофта, свитер, пальто, куртка, майка, юбка, платье и т.д.
5. Игра «Назови, что видишь»
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Детям предлагаются наложенные изображения одежды.
6.Физминутка «Разминка» (видео)
Цель: развитие координации речи с движением.
7. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Чистые сапоги – грязные сапоги.
Новые босоножки – старые босоножки.
Широкие джинсы – узкие джинсы.
Длинный сарафан – короткий сарафан.
Толстый свитер – тонкий свитер.
Белая блуза – черная блуза.
Обувает сандалии – снимает сандалии.
Снять носки – надеть носки.
Завязать шнурки – развязать шнурки.
Почистить кроссовки – испачкать кроссовки.
8.Дидактическая игра “Одежда какая?”
Цель: упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных.
- Ребята, сейчас мы поиграем в дидактическую игру “Какая одежда?”
Юбка из кожи (какая?) – кожаная.
Носки из шерсти (какие?) – шерстяные.
Платье из ситца (какое?) – ситцевое.
Блуза из шёлка (какая?) – шёлковая.
Юбка из льна (какая?) – льняная.
Штаны из бархата (какие?) – бархатные.
Рубашка из хлопка (какая?) – хлопковая.
Платье из атласа (какое?) – атласное.
Пальто из драпа (какое?) – драповое.
Брюки из джинсовой ткани (какие?) – джинсовые.
9. Упражнение «Составь предложение по картинкам»
Цель: учить составлять простые распространенные предложения по картинкам.
Детям предлагается полотно с изображением мамы, папы, бабушка, дедушки, дочери и сына с мечтами под 2 или 3 картинки. Подбирается картинки глагол + существительное или глагол + существительное + притяжательное прилагательное и по картинкам составляется предложение. Дети составляют предложение по картинкам ,а затем предлагается расширить предложение на 1 слово. Обозначив, например цвет, длину одежды или принадлежность кому-то.
Например, «бабушка сшила юбку» или «бабушка сшила внучке юбку», затем «бабушка сшила внучке разноцветную юбку».
Картинный материл:
Существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, а также предметы одежды: рубашка, платье, юбка, свитер, носки, блузка, костюм;
Глаголы: стирать, сшить, связать, дарить, гладить, покупать.
10. Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять детей в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Свитер – свитерок,
Носки – носочки,
Блуза – блузочка,
Водолазка – водолазочка,
Комбинезон – комбинезончик,
Сарафан – сарафанчик,
Костюм – костюмчик.
11. Игра «Разноцветные шапочки».
Цель: Развитие фонематического восприятия, учить согласовывать прилагательные с существительными.
Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображениями разноцветных шапочек, делит детей на две команды.
- Сейчас я буду произносить ряд слов для каждого из вас. Вы должны будете взять из контейнера по столько шапочек, сколько раз в ряду слов встретится:
Первой команде звуки [с-с’].
Второй команде звук [з-з’].
Лексический материал:
1. Свитер, шапка, колготки, комбинезон, джинсы, панамка (2); свитер, носки, рубашка, сарафан, трусы, костюм (5); сандалии, кроссовки, ботинки, сапоги, босоножки, туфли (4).
2. Юбка, блуза, брюки, водолазка, резиновые сапоги, сарафан (3); кофта, комбинезон, куртка, шарф, шуба, футболка (1); водолазка, блуза, комбинезон, пальто, зимняя одежда, резиновые сапоги (5).
- Пройдите к своим местам и разложите свои шапочки в ряд. Постарайтесь не мешать друг другу. Сосчитайте и скажите, по сколько шапочек у каждого из вас.
Дети полным предложением отвечают, сколько у них шапок, например. «У меня пять шапок».
- Молодцы. Во-первых, вы правильно определили количество слов со звуками [с – з] в каждом ряду. Во-вторых, вы правильно сосчитали шапки. В-третьих, вы правильно рассказали об этом. Я горжусь вами!
Заключительная часть занятия:
Штриховка картин с изображением сапога.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, в какие игры играли. Он оценивает работу каждого ребенка
Просмотр мультфильма «Ситцевая улица»