СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Одежда. Обувь. Головные уборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия расчитан на детей старшей группы с речевым нарушением в виде общего недоразивтия речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Одежда. Обувь. Головные уборы"»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе

для детей с ОНР


Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Цель: Дифференциация звуков [с – с' – з – з’], развитие артикуляционной моторики и просодических компонентов речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Автоматизация звуков [с – с' – з – з’] в словах, тексте;

  • Закрепить акустические и артикуляционные призна­ки звуков [с – с' – з – з’], учить дифференцировать их;

  • Расширение и активизация словаря по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»;

  • Учить работать с мнемотаблицей;

  • Учить детей подбирать антонимы к прилага­тельным и глаголам;

  • Учить составлять простые распространенные предложения по картинкам;

  • Упражнять детей в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов;

  • Упражнять в согласовании числительных и существительных, существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие дыхания;

  • Развитие фонематического слуха;

  • Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

  • Развитие мимической мускулатуры;

  • Развитие внимания, памяти и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать умение работать в коллективе;

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: детали платья по количеству детей, картинный материал: существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, а также предметы одежды: рубашка, платье, юбка, свитер, носки, блузка, костюм; глаголы: стирать, сшить, связать, дарить, гладить, покупать; картинки по лексической теме; контейнер, картинки разноцветных шапочек, мнемотаблица, кукла, фишки, зеркала, платочки.


Ход занятия

Орг. Момент

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики и дыхания.

1.Упражнение на дыхание «Гладим белье»

И.п.: о.с. 1-скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2-на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2.Артикуляционные упражнения для свистящих звуков (видео)

1) Упражнение «Бегемот»

2) Упражнение «Лягушка»

3) Упражнение «Слон»

4) Упражнение «Футбол»

5) Упражнение «Качели»

6) Упражнение «Часики»

7) Упражнение «Чистим зубки»

2. Д/И «Собери платье»

Цель: развитие логического мышления.

- Сегодня занятия непростое, к нам в гости пришла кукла Маша, она учится шить одежду, чтобы стать... Как называется профессия людей которые шьют одежду? Швеи. А что нужно швеи для работы? (швейная машинка, ножницы, иголки, нитки, ткань, мел).

Вот и наша Маша мечтает стать швеёй. И она решила попробовать сшить себе праздничное платье. Взяла ткань, раскроила детали, а как сшить их между со­бой она не знает. Давайте поможем кукле собрать детали и сшить платье.

Логопед вручает детям детали платья: рукава, юбку, пояс, воротник, пуговицы, манжеты, оборку. Дети с помощью этих деталей создают макет платья.

Объявление темы занятия

- Дети, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим?

- Сегодня мы поговорим про одежду, обувь и головные уборы, а также повторим звуки, с которыми мы играли на прошлой неделе.


Основная часть занятия

3. Упражнение «Повтори-ка»

Цель: учить дифференцировать на слух близкие по звучанию фонемы, учить работать с мнемотаблицами.

Са – за

Ся – зя

Со – зо

Сё – зё

Су – зу

Сю – зю

Сы –зы

Си – зи

Сэ – зэ

се – зе

4. Упражнение «Добавь нужный слог»

Цель: закрепить акустические и артикуляционные призна­ки звуков [с – с' – з – з’], учить дифференцировать их; развивать фонематический анализ и синтез.

Добавьте или слог «СА» или «ЗА»:

СА

Ли ..

Колба..

О ..

Колё ..

Кры ..

ЗА

Бере ..

Блу ..

Ва ..

Мимо..

Стреко ..

Добавьте или слог «СЫ» или «ЗЫ»:

СЫ

Бу ..

Воло ..

Какту ..

Но ..

Фоку ..

ЗЫ

Та ..

Моро ..

Меду ..

Гро ..

Арбу ..

5. Дидактическая игра “Красная одежда ”

Цель: упражнять в согласовании существительного и прилагательного в роде и числе.

- Красная шапка

Красный плащ…

Лексический материал: кофта, свитер, пальто, куртка, майка, юбка, платье и т.д.


5. Игра «Назови, что видишь»

Цель: развитие зрительного гнозиса.

Детям предлагаются наложенные изображения одежды.


6.Физминутка «Разминка» (видео)

Цель: развитие координации речи с движением.


7. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать антонимы к прилага­тельным и глаголам.

Чистые сапоги – грязные сапоги.

Новые босоножки – старые босоножки.

Широкие джинсы – узкие джинсы.

Длинный сарафан – короткий сарафан.

Толстый свитер – тонкий свитер.

Белая блуза – черная блуза.

Обувает сандалии – снимает сандалии.

Снять носки – надеть носки.

Завязать шнурки – развязать шнурки.

Почистить кроссовки – испачкать кроссовки.

8.Дидактическая игра “Одежда какая?”

Цель: упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных.

- Ребята, сейчас мы поиграем в дидактическую игру “Какая одежда?”

Юбка из кожи (какая?) – кожаная.

Носки из шерсти (какие?) – шерстяные.

Платье из ситца (какое?) – ситцевое.

Блуза из шёлка (какая?) – шёлковая.

Юбка из льна (какая?) – льняная.

Штаны из бархата (какие?) – бархатные.

Рубашка из хлопка (какая?) – хлопковая.

Платье из атласа (какое?) – атласное.

Пальто из драпа (какое?) – драповое.

Брюки из джинсовой ткани (какие?) – джинсовые.


9. Упражнение «Составь предложение по картинкам»

Цель: учить составлять простые распространенные предложения по картинкам.

Детям предлагается полотно с изображением мамы, папы, бабушка, дедушки, дочери и сына с мечтами под 2 или 3 картинки. Подбирается картинки глагол + существительное или глагол + существительное + притяжательное прилагательное и по картинкам составляется предложение. Дети составляют предложение по картинкам ,а затем предлагается расширить предложение на 1 слово. Обозначив, например цвет, длину одежды или принадлежность кому-то.

Например, «бабушка сшила юбку» или «бабушка сшила внучке юбку», затем «бабушка сшила внучке разноцветную юбку».

Картинный материл:

Существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, а также предметы одежды: рубашка, платье, юбка, свитер, носки, блузка, костюм;

Глаголы: стирать, сшить, связать, дарить, гладить, покупать.


10. Игра «Назови ласково».

Цель: упражнять детей в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Свитер – свитерок,

Носки – носочки,

Блуза – блузочка,

Водолазка – водолазочка,

Комбинезон – комбинезончик,

Сарафан – сарафанчик,

Костюм – костюмчик.

11. Игра «Разноцветные шапочки».

Цель: Развитие фонематического восприятия, учить согласовывать прилагательные с существительными.

Логопед ставит на стол контейнер с плоскостными изображения­ми разноцветных шапочек, делит детей на две команды.

- Сейчас я буду произносить ряд слов для каждого из вас. Вы должны будете взять из контейнера по столько шапочек, сколько раз в ряду слов встретится:

Первой команде звуки [с-с’].

Второй команде звук [з-з’].

Лексический материал:

1. Свитер, шапка, колготки, комбинезон, джинсы, панамка (2); свитер, носки, рубашка, сарафан, трусы, костюм (5); сандалии, кроссовки, ботинки, сапоги, босоножки, туфли (4).

2. Юбка, блуза, брюки, водолазка, резиновые сапоги, сарафан (3); кофта, комбинезон, куртка, шарф, шуба, футболка (1); водолазка, блуза, комбинезон, пальто, зимняя одежда, резиновые сапоги (5).

- Пройдите к своим местам и разложите свои шапочки в ряд. Постарайтесь не мешать друг другу. Сосчитайте и скажите, по сколько шапочек у каждого из вас.

Дети полным предложением отвечают, сколько у них шапок, например. «У меня пять шапок».

- Молодцы. Во-первых, вы правильно определили количество слов со звуками [с – з] в каждом ряду. Во-вторых, вы пра­вильно сосчитали шапки. В-третьих, вы правильно рассказали об этом. Я горжусь вами!

Заключительная часть занятия:

Штриховка картин с изображением сапога.

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспом­нить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, в какие игры играли. Он оценивает работу каждого ребенка

Просмотр мультфильма «Ситцевая улица»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!