Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
Цель: Продолжать учить умению самостоятельно составлять рассказ-описание по картине. Использовать разные типы предложений. Активизировать и расширять словарный запас. Закрепление звуков «ч» и «ц».
Билигнвальный компонент: қыс – зима, қар – снег, орман- лес
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
-Ребята встаньте все в круг.
Утренний круг:
Друг на друга посмотрите,
Крепко за руки возьмитесь,
Влево, вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
К небу, к солнцу потянитесь
И немного покружитесь.
Раз, два, три - остановитесь
Всему миру улыбнитесь.
- Ребята, какое у вас настроение? Вот с таким хорошим настроением мы и начнём наше занятие.
-Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: Детский сад. Ребятам старшей группы «Гномики». Давайте откроем и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам один из сказочных лесных жителей. Что – то вы давно не приходили к нам в гости. А мы уже успели соскучиться. У нас сейчас так красиво. Сами увидите! Поэтому приглашаю вас к нам в гости в зимний лес. А кто я такой вы узнаете в конце путешествия. На каждой полянке вас будет ждать один из моих друзей. За правильно выполненное задание мои друзья дадут вам часть общей картинки. В конце путешествия вы соберете из частей картинку и узнаете кто я?»
- И, правда, ребята, что – то мы совсем забыли о наших друзьях. А давайте прямо сейчас отправимся в зимний лес. Согласны?
- Но прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним как правильно вести себя в лесу. (В лесу нельзя кричать, громко музыку включать, деревья, елки не ломать, лесных зверей не обижать.)
-Молодцы! Теперь я уверена, что вы готовы к путешествию в лес.
Зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться.
(Произносят вместе с воспитателем)
Обуваем ножки в тёплые сапожки,
Шапку на головку и завяжем ловко,
На руки перчатки, в добрый путь, ребятки!
-Тогда закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать,
Полетели, закружились
И в лесу все очутились
Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.
Давайте негромко поздороваемся с ним:
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
-Ребята, зачем нам лес? (Лес дает нам чистый, свежий воздух. Лес-дом для животных и птиц).
-Посмотрите, что мы видим в лесу? В лесу много снега. На деревьях, кустах, на земле лежит снег.
Здесь все необычно, кажется что здесь стоит особая, пронзительно-звонкая тишина.
-Прислушайтесь. Слышите кое-где от мороза потрескивает кора деревьев, шелестит осыпающийся с веток снег, стук дятла (шум леса)
Значит лес живой, в нем бурлит жизнь.
Почему нас не встречают? А, я кажется, догадалась! Они решили с нами поиграть и спрятались.
Давайте пройдем на первую полянку. Кто же нас встречает? Как называется птица которая нас ждет. (синица)
-Посмотрите! Она корзинку караулит. Давайте посмотрим что в корзинке. Да здесь задание: «Сегодня утром я нечаянно рассыпала все картинки. А собрать их не могу. Вам нужно собрать каждому свою картинку.»
-Ну что, ребята, выполним задание?
Д/и «Составь из частей целое».
-Какое время года изображено у вас на картинках? (зима)
-Молодцы справились с заданием и синица отдает нам одну часть.
-Идем дальше.
Ребята, посмотрите, нас уже здесь ждут. Как эта птица называется? (снегирь)
-Посмотрите, он тоже приготовил нам задание. Снегирь сочинил
стихотворение, а как закончить строчки не знает.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
-Какие слова вы добавляли? На какое слово они похожи? (Снег)
Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием. Снегирь отдает нам еще одну часть картинки.
Отправляемся дальше в путь.
-Ой, ребята посмотрите а это кто нас встречает? (сорока).
Она сидит и коробочку сторожит. Посмотрим что в ней? Да здесь тоже задание.
-Ребята, мы с вами должны составить рассказ по картине.
-Ребята, рассмотрите картину внимательно.
(под классическую музыку рассматривают картину 1 минуту)
-Какое время года художник изобразил на картине? (зима)
-Давайте, подумаем и скажем, какая зима?
- Что еще вы видите на картине?
-Как вы думаете, а нравится ли художнику зимний лес?
-Скажите, какой он? (лес большой, дремучий)
А какие деревья в лесу?
- Как можно о них красиво сказать?
- А снега много в лесу? Какой он? (белоснежный, серебристый, жемчужный, скрипучий).
- Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся в этом лесу.
Вдохнули носиком. Чем пахнет воздух? (пахнет морозом, свежим снегом, смолистым ароматом леса)
-Ребята, приглядитесь внимательно, что мы еще видим?
Мы с вами внимательно рассмотрели картину и попробуем составить рассказ.
Сначала послушай те мой рассказ об этой картине, а потом попробуете составить свой.
«Это зимний лес. Как прекрасен лес зимой! Деревья стоят мохнатые, будто одели сказочный наряд. Ветки деревьев пушистые, покрытые серебристым снегом, словно превратились в волшебные белые крылья. Мягкий пушистый снег покрыл всю землю белоснежным ковром. Луч солнца проникает в снежное царство леса и освещает полянку. А далеко на ветке сидит ворона и любуется сказочным лесом.»
Вы внимательно послушали мой рассказ. Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похожи.
В конце рассказа скажите, нравится ли вам эта картина.
Сначала рассказ будет составлять…., а помогать ему будет…. Закончит рассказ…
Теперь попробует составить рассказ от начала и до конца…
-Как бы вы назвали эту картину? («Зима в лесу», «Зимний лес».)
Молодцы ребята, какой красивый рассказ вы составили.
Молодцы и это задание выполнили. Сорока нам часть картинки отдала.
Ребята, красиво в зимнем лесу?
А давайте покажем эту красоту.
Физминутка:
Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
На землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А мы продолжаем путь свой (шагают к лесу)
Ой, а кто же нас на этой полянке встречает? (воробей).
Посмотрите он для нас тоже задание приготовил.
«Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чего или кого не может быть в зимнем лесу?»
На доске зимний пейзаж, на нем прикреплены магнитами животные, насекомые, цветы:
1.не может быть бабочек на снегу, они все спрятались (снимает бабочек, кладет в корзинку);
2.не цветут цветы на снегу, все осенью завяли и высохли (убирает цветы);
3.не может гулять по снегу барсук, потому что он осенью наел много жира и уснул в норе до весны (снимает с доски барсука);
4.лягушек тоже не может быть на снегу, как только осенью вода станет холодной, они сразу ныряют на дно реки или озера и зарываются в ил, как будто спрятались под одеялом, и будут там спать до весны (убирает лягушку);
5.ласточки не может быть в зимнем лесу, потому что она перелетная птица, улетела осенью в теплые края. (снимает с доски ласточку);
6.серых зайцев в зимнем лесу не бывает, они надели зимние белые шубки (убирает серого зайца).
-Кто же тут остался?
Воробей тоже нам отдает часть картинки.
-Идем к следующей полянке. Кто нас встречает на этой полянке?(Дятел) Дятел держит записку давайте прочитаем что там за задание
« Проговаривание чистоговорки».
Ц
Скворцы и синицы –
Веселые птицы.
Ч
Скачут белочки-девчонки,
Скачут хвостики и чёлки.
Молодцы. И дятел отдает нам еще одну часть от картинки.
-Вот, ребята, посмотрите нам друзья отдали все части картинки.
-Давайте соберем картинку и посмотрим, кто же получится?
-Кто это? (старичок лесовичок)
-Конечно это старичок- лесовичок. Он приготовил нам еще одно послание (корзинка с письмом).
«Спасибо вам дети, за вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось, что вы такие умные, сообразительные. Больше всего мне понравилось, что вы работаете вместе и сообща. До скорого свидания в моем сказочном лесу. Старичок - лесовичок.»
Наше путешествие в зимний лес закончилось пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза, и я произнесу волшебные слова.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать,
Полетели, закружились
И в саду все очутились.
-Ребята скажите куда мы сегодня с вами ходили? Кого видели? А как можно одним словом назвать всех этих птиц? Что понравилось больше всего? Мне тоже понравилось как вы работали.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/04/s_5c57f47aa0f9c/1075511_1.jpeg)