Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Воспитатель:
Супрунова Ю.В.
Ялта,2023
Программное содержание:
Цель занятия:
Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, сопереживать героям.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новой сказкой.
Помочь понять содержание сказки.
Учить следить за развитием действия, сопереживать героям.
Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Упражнять в умении отчетливо произносить звуки в звукоподражаниях.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение, умение слушать, не перебивая говорящего.
Воспитательные:
Форма занятия: чтение и рассказывание одного произведения
Тип занятия: интегрированное
Продолжительность: 20 минут
Участники: воспитатель, дети.
Возраст обучающихся: средняя группа (3-4 года)
Словарная работа: водоносы, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, медведище, котище.
Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрации к сказке, игрушка - зайчик
Предварительная работа:
-Рассказ о том, что русские народные сказка написаны народом (людьми) очень давно.
-Беседы о диких животных и их повадках.
-Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
-Чтение р. н. с.
Организация детей:
Дети сидят на стульчиках на ковре полукругом.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но что бы нам в нее попасть надо успокоиться и настроится.
-И открыть волшебный замок
(Пальчиковая игра на двери весит замок такой замок..)
-Ой, ребята, кто это? (зайчик)
-Беру зайчика на руки, зайчик что-то шепчет на ушко.
Дети, с зайчиком происходят разные истории из-за того, что он всех боится. Вот даже в песенке об этом поется. Споём? Дети поют вместе с воспитателем и песенку «Зайка» на русскую народную мелодию в обр. Ан. Александрова, слова Т. Бабаджан.
Заинька, зайка! Маленький зайка!
Длинные ушки, быстрые ножки.
Заинька, зайка! Маленький зайка!
Деток боишься, зайка-трусишка.
-Вот как ласково они о тебе пели. Не бойся!
Зайка: «Я вас не буду бояться, а вот в лесу- там есть, кого мне бояться!»
В: Да, дети, я расскажу вам сказку, в которой не только зайчик испугался.
Она так и называется «У страха глаза велики»- русская народная сказка.
Раз, два, три, четыре, пять –
«Можно сказку начинать»
(Читаю сказку выразительно включив презентацию на компьютере «иллюстрации сказки»).
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали.
Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Беседа по содержанию.
-Понравилась сказка?
Про кого она? Про бабушку - старушку, внучку- хохотушку, курочку- клохтушку, мышку-норушку и зайку. Спрашивает 3-4 детей.
-Куда они ходили и какие у них были вёдра? – У бабушки – большие,у внучки – поменьше,у курочки- с огурчик,у мышки- с напёрсточек. (Можно показать наперсток и объяснить,для чего он нужен).
-Как водичка плескалась в ведрах? Дети звукоподражанием отвечают на вопрос хором и индивидуально.
Что случилось с зайкой?
- Кого испугалась бабушка? Как она говорила? А внучка?
- А курочка? Мышка? Зайка? Дети отвечают с помощью воспитателя, который подсказывает слова,фразы. Воспитатель обращает внимание на слова: медведище, котище, объясняет их значение.
- Как заканчивается сказка?- Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Фразу повторяют индивидуально 3-4 человека.
Воспитатель рассказывает повторно отрывок со слов: «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали…».- А вы, ребятки, чего боитесь? 2-3 человека могут рассказать, чего они бояться.
- Чтобы быть смелым, надо потренироваться.
В: Молодцы! А сейчас я прочитаю вам стихотворение «Не буду бояться!» Так решила одна девочка. Стихи Э. Мошковской.
Страшно в лесу. А если в грозу?
А в темные ночи? Страшно очень.
И есть там медведь, и медведица есть, и волки даже!
А заяц- как же? А заяц живёт, и – ничего!
И ёжик живёт, и детки его, и бегают детки, резвятся!
И я не буду бояться!
В- А вы будете бояться? Дети отвечают по тексту- и я не буду бояться!- Молодцы!
Подведение итогов.
В: Ребятки. Кто сегодня приходил к нам в гости?
С какой новой сказкой мы сегодня познакомились?
А как звали бабушку, внучку, курочку, мышку?
- Чему вас научила эта сказка?
-Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.
- Вам понравилась сказка?
И мне очень понравилась эта сказка. А еще мне очень понравилось, как вы внимательно слушали ее и отвечали на вопросы. Молодцы!