Конспект занятия. Тема: «Звуки [к], [кь]. Буква К». «Дикие животные».
Цель: продолжать учить различать и четко произносить звуки [к] и [кь] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К. Закреплять представление о диких животных.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить с новыми звуками;
• Учить дифференцировать заданные звуки на слух;
• Совершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
• Познакомить с буквой К;
• Закрепить умение составлять предложения по картинкам;
Развивающие:
Развивать фонематический слух и фонематическое представление;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним;
• Воспитывать чувство доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
• Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением диких животных, диск со сказкой «Колобок», символы для обозначения гласных и согласных звуков, предметные картинки, счетные палочки, тетради, карандаши.
Ход деятельности.
• Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят
Наши ручки не мешают, а помогают.
Сегодня мы с вами побываем в сказке (музыка). А вы попробуйте догадаться, что это за сказка?
Жили-были старик со старухой. Попросил как-то старик старуху испечь ему колобка. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и набрала муки пригоршни с две. Замесила колобок на сметане, изжарила в масле и положили на окошечко постудить.
- Ребята, вы догадались, что это за сказка? («Колобок»)
Ход деятельности
Воспитатель:- А в слове « колобок» какой первый звук? Дети: Звук [к] Воспитатель:А как вы думаете, звук [к] гласный или согласный ? Дети: Согласный. Воспитатель: Почему? А твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначаем согласный твердый звук? Дети: (Синим цветом)
Воспитатель:- Ребята, у звука [к] есть младший братик звук [кь]. Звук [кь] какой твердый или мягкий?
Дети: Мягкий
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук? Дети: Зеленым цветом
Воспитатель: Ребята, посмотрите, колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на двор, со двора за ворота, все дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.
- Ребята, давайте с вами вспомним, как называют семью зайца? (Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья)
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, косой зайчик!
- Хорошо, если выполнишь мое задание, отпущу тебя.
- Ребята, давайте поможем колобку выполнить задание зайца?
1. Д/и «Поймай звук». Воспитатель: Если услышите звук [к] или [кь], поймайте его, хлопнув в ладоши.
А У К М И К К КЬ Т К КЬ
МА КЫ СУ КИ АК УС ЫК КЯ МИ ЯК
Воспитатель:А сейчас другое задание. Когда услышите звук [к], поставите руки на пояс, а когда услышите звук [кь] – поднимите руки вверх.
ЛАМПА КОТ СИТО КАША КИТ ДАЛЬ КИНО ТЕЛЕФОН
Воспитатель: Молодцы, а теперь внимательно послушайте, а за тем повторите.
КА-КА-КЯ КЯ-КЯ-КА КУ-КЮ-КУ КЫ-КЫ-КИ КО-КЁ-КО КИ-КИ-КЫ
КЮ-КЮ-КУ КИ-КЫ-КИ КЁ-КЁ-КО КА-КЯ-КА КЯ-КА-КЯ КУ-КУ-КЮ
Воспитатель: Молодцы, помогли мы колобку выполнить задания зайца. Отпустил заяц колобка. И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему волк. А семья волка? (Волк, волчица, волчонок – это волчья семья).
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк, я тебе пригожусь!
- Хорошо, если поможешь мне выполнить задание, отпущу тебя.
- Поможем колобку?
2. - Мы сейчас выполним с вами звуковой анализ слова «волк» (дети самостоятельно выкладывают звуковой анализ слова).
- В слове «волк» есть звук [к]?
- Какой он по счету?
- Сколько слогов в слове волк?
- Сколько звуков в слове «волк»? Назовите их по порядку?
- Какой первый звук? Какой второй и т.д.? (характеристика звуков: гласный или согласный, твердый или мягкий)
- Молодцы, ребята, помогли волку и колобку. Поблагодарил волк колобка и отпустил его. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь. (Медведь, медведица, медвежонок – это медвежья семья).
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, косолапый, я тебе пригожусь!
- Хорошо, поиграй со мной и я тебя отпущу.
Воспитатель: - Ребята, придумайте, пожалуйста, слова со звуком [к] и [кь]. Сначала слова, где звуки находятся в начале слова, затем в середине и в конце. (дети придумывают)
- А теперь, посмотрите, на столе лежат картинки. Мальчики выбирают картинки со звуком [к], а девочки выбирают картинки со звуком [кь]. Составить со своей картинкой предложение.
- Молодцы, ребята, что поиграли с косолапым, и за это он отпустил колобка. И покатился колобок дальше. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса. (Лис, лиса, лисенок – это лисья семья).
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, лисичка, я тебе пригожусь!
- Ладно, помоги мне ребят познакомить с буквой К.
Воспитатель:. - Ребята, у звука [к] есть ст брат. Это буква К. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим, читаем и пишем)
- А теперь построим букву К из пальчиков: указательный и средний палец образовали галочку. Правый указательный палец направлен вверх палочкой А теперь представим, что наш пальчик – это «волшебная палочка», напишем «волшебной палочкой» букву « К»в воздухе.
Ребята подойдите к столам. Что вы на них видите? Предлагаю вам построить букву « к» из того что больше понравилось.
Лисе очень понравилось, как вы выполнили ее задания, и она отпускает колобка домой.
- А теперь давайте вспомним с вами, что мы сегодня узнали на занятии, с какими звуками и буквой познакомились?
- А с кем мы еще сегодня познакомились на занятии? (С дикими животными) А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу, добывают сами себе пищу).
- Молодцы!