Конспект занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся с умственной отсталостью, 1 класс 2 вариант
раздел «Коррекционное занятие с элементами арт-терапии»
Тема: «Котенок».
Описание материала: Конспект занятия может быть использован в работе педагогов-психологов, или дефектологов занимающихся развитием детей (от 5 до 15 лет) с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных задержкой речевого развития, нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и др.). Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, эмоционально-личностные нарушениями и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: снятию психоэмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков и многому другому.
Цель занятия:
Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, имеющих нарушения речи, моторики, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
1. Учить ребенка действовать согласованно с учителем.
2. Развивать чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, мелкую моторику.
3. Способствовать развитию социальных навыков общения, речи.
1. обучение конструктивному взаимодействию, через совместную деятельность.
2. Развитие способностей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя приемы арттерапии.
3. Побуждение к активной игровой деятельности, используя модули «Песок», муз модуль», «Дорожка».
4. Развитие фантазии, воображения, умения импровизировать.
5. Создание благоприятной атмосферы
Подготовка к занятию:
· Игрушка кошки
· краски для лица: черн карандаш для глаз, губная помада, ватные палочки, диски, салфетки для снятия грима, 3 чашки – наведенная гуашь красного, оранжевого, синего цвета, 2 полотенца – мне и Денису, мыльница с мылом, влажные салфетки, на ватмане нарисованный аквариум, ушки котенка – ободок, зеркало, скатерть на парту, лист обоев, раковина, муляжи фруктов и овощей, цыпленок, «ножка» курочки, мышка, игрушка котик 2 миски для киски. Бутылка с надписью «Молоко». Картинка «колбаса». магниты
· Песок
· Модуль деревянная извилистая дорожка-массажер.
· Модуль «Муз инструменты».
· Модуль «Животные»
План занятия повесь на доске в одну строчку (с цифрами, например, 1 рисунок котенк а обязательно. (Ребенок будет двигаться и говорить, что он будет делать дальше).
1 Рисунок котенка, 2- котенок кушает – 3 рисунок грим –4 дорожка из дощечек – модуль муз инструменты – доска – песочная куча – аквариум – кран и руки
Включи свет над доской.
Прозвенел звонок.
Ход занятия.
(Ребено стоит за первой партой.)
- Здравствуйте!
(Ребенок поворачивается к гостям и говорит «Привет» и машет рукой.)
Сегодня к нам на занятие пришли взрослые. Они уже давно стали большими, ходят на работу, у них много разных забот.
Но сегодня они мне признались, что стали забывать, что такое «игра» и «как играть». Давай им покажем, как мы умеем играть. Денис, ты согласен? (ДА)
Педагог – психолог: Ну тогда начинаем.
- отгадай загадку:
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадал ты? Это … (кот)
- Молодец!
Кто изображен на картинке под номером 1? (кот, котенок)
Психолог показывает картинки и рассказывает:
- Кошка – одно из любимых человеком домашних животных. Это удивительное существо: гордое и независимое, нежное и ласковое, добродушное и умное.
- От нее произошли не только 28 видов современных малых кошек, но также и большие хищники – гепарды, львы, тигры, леопарды и ягуары. (показ
- Кошки никогда не мяукают друг с другом. Этот звук специально для людей.
- Все кошки разные, они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры. Есть кошки с длинной пушистой шерстью (показ), а есть гладкошерстные (показ)
- Усы и брови помогают кошкам улавливать запахи, а хвост всегда показывает, в каком кошка настроении: спокойном, игривом или раздраженном.
- Кошки очень любят бегать, прыгать и играть. Они отличные охотники. На кого они охотятся? (на мышей – показ мышки). А что любят кошки есть? (мышку).
- Кошки – очень умные животные, многое умеют. А ты знаешь, кто учит кошек охотиться, умываться, играть? (Мама-кошка).
- Для котят нет детских садов и школ, их всему учит мама-кошка, пока котята еще маленькие.
Вот и мы с тобой будем превращаться: я – в маму-кошку, а ты – в моего послушного, умного, веселого котенка (котика). - Посмотри на наш план, подойди к нему и покажи, что мы будем делать сейчас? (2-гримироваться)
Парта – 2 черн карандаша, 2 губные помады, зеркало, влажные салфетки, ватные диски.
Грим — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски.
Встань, пожалуйста, рядом со мной у зеркала. Внимательно смотрит, что я делаю, а затем повторит самостоятельно.
Психолог с помощью грима перед зеркалом рисует себе нос и усы. И ребенку помогаю с гримом.
- Вот ты и котенок!
Котенок (психолог называет имя ребенка) – самый смелый,
· самый чистый,
· самый быстрый,
· самый пушистый,
· самый когтистый,
· самый усатый
Мама-кошка гладит Дениса по головке.
- Кто превратился в киску, тот и разговаривает, как котик.
-Как разговаривает котик? (мяу)
- А давай найдем котика на нашем модуле «Животные»
-Смотрим план. Покажи, что дальше делаем? (3-котенок кушает)
Парта – 1 миска, поднос, фрукты-муляжи, колбаса, сосиски, мышка, цыпленок.
- Наша киска захотела кушать.
Дадим ей миску.
- На тебе, киска, миску.
-Посмотри на продукты и выбери те, которые киска любит кушать, положи их в миску. Называй предметы вслух: (огурец, помидор, чеснок, капуста… рыбка, рыбка, сосиска, котлета, колбаса).
-Как киска рада.
-Сколько продуктов мы положили киске в миску? Считай вслух.
- Остальные продукты – какие? наша киска не любит кушать. Называй их (они остаются на подносе).
-Покушал мой котеночек.
-Что у него дальше по плану? (4-дорожка)
- Котенок решил погулять.
ДОРОЖКА – положи в середине класса
Ф/минутка:
Будем Формировать чувство равновесия и Восприятие пространства Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)
-посмотри, здесь тропинка. Она очень узкая. Давай встанем на ножки и пойдём прогуляемся вперед по этой тропинке . Тропинка узкая и идти по ней нужно очень осторожно.
А сейчас котенок идет по дорожке деревянной, извилистой, мягко ступая, выгибая спинку…
Когда ребенок прошел , подошел ко мне.
- Как котенок мурлычет от удовольствия: к («МУР-МУР, МУР-МУР…»)
-Произнеси слова, повторяя за мной: («Кот», «кошка», «котята»)…
- Снова подходи к плану, смотри и показывай, что дальше? (5-муз модуль)
- Говорят, у кошек очень хорошее зрение. Они наблюдательны. Проверим.
-Психолог обращает внимание Дениса на стену, где муз звуки.
Развитие зрительного восприятия Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
- Посмотри на ксилофон, возьми палочку и покажи клавиши синего цвета. Как они звучат?
Развитие слухового восприятия Сколько звуков? (два). Они одинаково звучат или по разному? (по- разному)
-Какая замечательная у нас получилась музыка! Мой котенок очень старался!
-Сколько клавиш голубого цвета? Розового цвета? Сколько всего клавиш?
-Посчитай! (1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)
-_Денис, посмотри внимательно и скажи, есть ли на этом модуле еще фигуры синего цвета? (ботинок, бусы, квадрат…)
-Подходи к плану. (6- песок)
Песочная терапия
Самая лучшая игрушка для ребенка-песочная куча. Раньше Дениска во дворе просто пинал песок ногами, ломал то, что строили другие дети. А теперь - это его любимая детская игрушка. Да? Котенок Дениска?
- При игре с песком надо соблюдать правила:
· Песчинки должны остаться в своей песочной стране;
· Грязные руки и песок мы в рот не берем.
Перед каждой работой я разглаживаю песок с помощью линейки или любой палки. Поверхность готова к рисованию.
1. Игра «Песочный дождик.
-котенок Денис, сейчас я насыплю на твои ладошки песочный дожик (насыпаю песок на ладони Дениса).
- А теперь повтори – насыпай песочный дождик на мои ладони. Наш песочный дождик сыплется сверху (с неба), вниз (на землю, чтобы полить цветы, деревья).
2. Игра «Необыкновенные следы». (вверх-вниз, влево-вправо)
Для следующей игры песок нужно разровнять, чтобы было легче оставлять необыкновенные следы.
«Идут медвежата» (две руки в кулак – пальцами давят песок) – идут вперед. Повернули налево.
«Прыгают зайки» - покажи мне указательный и средний пальцы. Кончиками этих пальцев давим песок. Скачут вперед, повернули направо.
- Включим синюю подсветку. «Нарисуем волны и рыбку» - растопыренными пальчиками одной руки рисуем вместе извилистые полосы. Затем рисуем рыбку.Такие игры помогают моему котику развитию тактильной чувствительности.
3. Игра «Песочные прятки».
- Милый котенок, сейчас я спрячу в песок буквы и цифры, а ты их должен найти.
-Закрой глаза и не подсматривай (прячу в песок буквы и цифры) затем присыпаю песком из ковшика, т. е. досыпаю песок.
Найдешь – называешь букву, цифру.
Игра отлично развивает воображение, координацию движений и мелкую моторику.
Не оставаться наблюдателем, а играть вместе с ребенком.
Рефлексия.
Подведение итогов.