Тема: Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.
Цели: формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства; совершенствовать навыки фонематического синтеза слов.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь составлять предложения, высказывания, опираясь на изображения и вопросный план; уметь соблюдать порядок рассказа, используя последовательность изображений.
Метапредметные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развивать диалогическую речь, слуховое внимание; уметь выполнять инструкцию учителя; развивать общую моторику.
Личностные: овладевать навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: серия картинок «Как белка спасла зайчика», запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент.
Отгадайте слова по звукам:
Л И С И Ц А
З А Й Ч И К
Повторите слова. Это — герои рассказа.
Сообщение темы занятия
-Будем составлять рассказ, героями которого, будут зайчик, белка и лисица.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их.
Установление правильной последовательности событий.
После установления правильной последовательности событий на доске материал расположен так:
1 картинка | 2 картинка | 3 картинка |
Где сидел зайчик? | Кто заметил зайчика? | Кто сидел на елке? |
Что он делал? | Что лиса стала делать? | Что решила сделать белочка? |
| | Как она спасла зайчика? |
4. Работа над структурой устного сочинения
Чтение вопросов сначала учителем-логопедом, затем вопросы читают вслух 1—2 ученика. — Что главное в рассказе?
Предложите название рассказа. (Как белка спасла зайчика.)
Ответим на каждый вопрос полным предложением или предложениями, и у нас получится рассказ.
Прочитайте вопросы к первой картинке. Составьте по первой картинке предложения.
Под кустом сидел зайчик. Он грыз веточку и не смотрел по сторонам.
Заметила зайца хитрая лисица. Она стала тихонько подкрадываться к зайчику.
На елке сидела белка и грызла шишку. Она заметила хитрую лисицу и решила спасти зайчика. Белка бросила шишку прямо лисице в лоб. Лисица испугалась и бросилась наутек. Так белка спасла зайчика.
5.Физминутка
6. Устное составление рассказа с опорой на вопросы и картинки
Коллективное составление предложений-ответов на вопросы с опорой на последовательность картинок.
Обращать внимание на смысловую связь между предложениями, на плавный переход от одной части рассказа к другой.
Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на последовательность вопросов, картинок, редактирует высказывания учащихся.
7. Итог занятия
Получился ли рассказ «Как белка спасла зайчика»?
Что помогло вам составить рассказ?