Конспект занятия по речевому развитию «Посуда»
Задачи:
Образовательные: учить детей классифицировать посуду по ее назначению (столовые и чайные); закрепить знания детей о профессии повара; активизировать в речи детей слова, обозначающие предмет посуды; учить составлять целый предмет из нескольких частей.
Развивающие: развивать речевую активность, зрительную память, наглядно-образное мышление, логическое мышление, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе сверстников, решать общую задачу, воспитывать бережное отношение к посуде.
Методы и приемы:
Наглядный: рассматривание картины: «Повар»
Словесный: беседа о чайной и столовой посуде.
Практический: игра «Собери картину из 4-х частей, дидактическая игра «Что лишнее?», дидактическая игра «Чего не стало»?»
Игровой: Минута вхождения в день «Утром рано мы проснулись», физминутка «Мы капусту рубим».
Словарная работа: чайник, кастрюля, сковорода, половник, блюдце, чайник, чашка, чайная ложка.
Предварительная работа: знакомство с профессией повара; экскурсия на кухню, рассматривание предметов посуды.
Материалы и оборудование: картина «Повар», игрушечная посуда (чайная, столовая); кукла Таня; игрушечная мебель; предметные картинки с изображением посуды; картинки-лото (посуда).
Ход организованной образовательной деятельности детей.
1. Организационный момент.
«Минутка вхождения в день «Утром рано мы проснулись».
Малыши проснулись,
К солнцу потянулись.
Ручками захлопали,
Ножками затопали.
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
2. Рассматривание картины «Повар».
Вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Что делает повар?
-В чем он готовит?
-Что стоит на плите?
-Как этот предмет называется?
- Какие предметы посуды еще изображены на картине?
Вывод: кастрюля, половник, дуршлаг – это столовая посуда: она служит повару для приготовления пищи.
3. В гостях у куклы Тани.
Кукла Таня сидит за столом в своей комнате. На столе у нее стоит чайник, а также блюдца, чашечка и чайная ложка.
Вопросы:
- Как вы думаете, что делает Таня?
- Почему вы так решили?
- Что Таня собралась делать?
- Что ей для этого нужно?
- Для чего нужна чайная ложка?
Вывод: блюдце, чашка, чайная ложка, чайник – это чайная посуда. Она служит для того, чтобы пить чай. Вот и у нашей Тани сегодня чаепитие. Давайте, пожелаем ей приятного аппетита.
5.Дидактическая игра «Чего не стало?».
На столе у воспитателя предметы чайной и столовой посуды. Называем каждый из них. Затем незаметно убираем один предмет и предлагаем детям назвать то, чего не хватает.
6. Игра «Кто быстрее соберет?».
Знаете, ребята, иногда посуда бьется. Так и случилось у нашей знакомой куклы Тани. Разбилась ее любимая посуда: кастрюля и чайник. Таня расстраивается, плачет, и не знает, что теперь делать. Ребята, как вы думаете, чем помочь Тане? Как? Дети помогают помочь Тане и собрать посуду. (Игра «Собери картину из 4-х частей»). Таня благодарит.
Вывод: По ходу выполнения заданий, дети закрепляют, что чайник относится к чайной посуде, а кастрюля к столовой.
7. Дидактическая игра «Что лишнее?» (с предметными картинками).
Дети находят ненужный предмет и убирают его (кастрюля, половник, чашка, дуршлаг и т.д.)
Вывод: кастрюля, половник, дуршлаг, сковорода – столовая посуда. Чайник, чашка, блюдце, чайная ложка – чайная посуда.
8. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какую посуду мы сегодня рассматривали?