Конспект занятия по рисованию в старшей группе
Тема: "Орнамент в квадрате из геометрических фигур"
Цель: научить выполнять геометрический орнамент в квадрате.
Задачи:
Образовательные. Совершенствовать умения последовательно выполнять построение сложного геометрического орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета. Уточнение и расширение представлений о назначении и применении орнамента.
Развивающие. Развивать умения чередовать элементы узора, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание, графомоторные навыки.
Воспитательные. Воспитывать усидчивость, художественный вкус, интерес к рисованию и изобразительной деятельности.
Ход занятия.
I . Подготовительная часть
1 Орг.момент.
- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к занятию по рисованию? (Карандаш, ластик, альбомный лист.)
- На занятии по рисованию , как и на любом другом занятии нужно быть очень внимательными, и тогда у вас все получится, ваши работы будут выполнены правильно. Поэтому давайте начнем наше занятие с упражнения на внимание. Но прежде вспомним названия геометрических фигур, которые вам известны (Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)
- Посмотрите на карточку и определите, какой геометрической фигуры не хватает? ( Какая лишняя?) . Вы были очень внимательными. Молодцы!
- Сегодня мы будем рисовать орнамент.
- Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах, рисовали орнаменты. Давайте вспомним, что такое орнамент? (Узор, в котором элементы повторяются по форме и по цвету.)
- Где можно увидеть орнамент? ( На обоях, на скатертях, на салфетках, на посуде, на одежде, на шкатулках .) Для чего люди стали наносить орнаменты на предметы? ( Для того, чтобы предметы были более красивыми.)
- Итак, орнамент придает предметам нарядный, праздничный вид.
- Скажите, а какие бывают орнаменты? (Геометрические и растительные.)
( - Если элементы орнаменты имеют геометрическую форму , такой орнамент называется геометрическим, а если элементы орнамента – листочки, цветочки и др. растения, орнамент называется растительным.)
- Рассмотрим образец, который нам предстоит сегодня рисовать . Определите, какой это орнамент? (Геометрический.)
-Почему? ( Он состоит из геометрических фигур.)
- Этот орнамент можно использовать для украшения крышки коробки, для украшения ткани.
- Составьте этот орнамент из элементов мозаики, которые лежат в конвертах на столах. Работайте в парах. Молодцы!
- Это сложный орнамент. Отгадав загадку, вы узнаете с помощью какой геометрической фигуры его можно нарисовать на бумаге.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его?..... Квадрат!
- Итак, тема нашего занятия : рисование по образцу геометрического орнамента в квадрате. Сегодня вы будете продолжать учиться правильно по образцу выполнять построение геометрического орнамента и правильно раскрашивать рисунок .
II. Основная часть.
-Давайте рассмотрим этот орнамент более внимательно.
- На что похож орнамент? ( На снежинку.) Сколько частей в орнаменте? (4 части) . Какую форму имеют эти части? (Форму четырехугольника) Какого цвета элементы орнамента?
- А теперь послушайте и посмотрите внимательно порядок выполнения рисунка.
Через середину листа сверху вниз и по диагонали проводятся осевые линии.
Затем в центре квадрата обводим шаблон круга.Возле круга вверху , внизу . слева и справа обводим шаблон треугольника вершиной к кругу.Потом обводим круг возле каждого треугольник а, по сторонам от круга слева и справа обводим шаблон треугольника.В углах квадрата обводим треугольник. Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем в одном направлении , начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.
Выполнение работы детьми.
Пальчиковая гимнастика.
-А сейчас проведем гимнастику для наших пальчиков и приступим к работе.
На поляне дом стоит.
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И гостей в дом приглашаем.
Мы на стулья их сажаем ,
Стол гостям мы накрываем.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Что мы рисовали сегодня на занятии? В какой геометрической фигуре строили орнамент?
- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? Какого цвета элементы орнамента?
2. Рефлексия.
-Ребята, вам интересно было на занятии? Кому было легко и понятно? Кому было трудно? Что вызывает больше трудностей - рисовать или раскрашивать? Но все вы справились с заданием. Молодцы!
Получилось ли то, что ты хотел?
Что получилось особенно удачно?
Как ты считаешь, почему получилось не то, что ты ожидал?
Можешь ли ты сам назвать свои ошибки?
Почему ты их совершил?
На что обратить внимание, что сделать, чтобы их не было?
Чему вы сегодня научились?
Что вы узнали для себя нового?
Довольны ли вы своей работой?