СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по шахматам в 1 классе. Тема: "Шах. Мат. Пат."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по шахматам в 1классе по учебнику Е.А.Прудниковой и Е.И.Волковой. Урок обобщение знаний по темам: "Шах", "Мат", "Пат".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по шахматам в 1 классе. Тема: "Шах. Мат. Пат."»

Тема: Шах. Мат. Пат

Цели:

  • Расширить знания учеников о понятиях «шах», «мат», «пат» познакомить со способами защиты от шаха;

  • Формировать умение решать дидактические задачи: «шах или мат», «защита от шаха», «мат в один ход».

  • Активизировать мыслительную деятельность; учить анализировать, сравнивать, предвидеть результаты деятельности.

  • Повторить названия фигур и их игровые возможности.

  • Способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей.

  • Воспитывать интерес к игре, уважение к сопернику, уверенность в своих силах.


Оборудование: мультимедийное оборудование, шахматы, программа по обучению игре в шахматы, учебники.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

– Знаю я одну игру, –

Сказал ребятам Петя. –

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

(Шахматы)

- Ребята, как вы думаете, пригодиться нам умение играть в шахматы в жизни?

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, ребята, из каких линий состоит шахматное поле. (1 слайд).

Сколько клеток на шахматном поле? Как правильно назвать «фамилию» и «имя» поля? Шахматисты придумали считалку, которая облегчает запоминание буквенных обозначений вертикалей: Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия Жэ Аш.

(2 слайд).

А сейчас мы проведем эстафету, расставим шахматные фигуры на доску. Ребята соревнуются парами.

III. Знакомство с новым материалом.

- Ёжик спрятал Тему нашего урока в словах. Давайте найдем и прочитаем тему урока.

ШАХТА ПАДИШАХ МАТРОС МАТЕМАТИКА ПАТРОН

(3 – 5 слайды – ёжик и зашифровка)

- Молодцы, ребята. Сегодня мы поговорим о понятиях ШАХ, МАТ, ПАТ.

- А какую цель мы поставим перед собой? (Познакомимся со способами спасения короля от шаха. Расширим уже имеющиеся знания.)

На экране появляется Пиноккио (6,7, 8 слайды – Пиноккио).

- Ребята, посмотрите, кажется Пиноккио хочет вас о чём-то спросить.

- Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?

- А что Королю грозит в ходе игры? (Шах и мат)

- Правильно. Что же такое шах? (Нападение на короля противника)

«ШАХ – это нападение на неприятельского короля» (7 слайд – ШАХ).

- А что такое мат? (Мат - это шах, от которого нет защиты. Королю уже нет хода. Это означает - конец игры. Победа того, кто поставил мат королю противника)

(8 слайд – МАТ).

- «Мат – это шах, от которого нет защиты».

- Правильно, молодцы. Итак, вернемся к шаху. Вы можете в течение игры несколько раз ставить шах королю противника, а также противник - вашему королю. Важно научиться спастись от шаха.

Урок 9 обучающая игра «Динозавры учат шахматам».

IV. Решение дидактических задач.

Откройте учебник на странице . Решим диаграмму №




Физкультминутка.




V. Игра (5 мин.)

На экране появляется Незнайка (10, 11,12 слайды – Незнайка).

- Незнайка перед началом партии предлагает повторить правила поведения за шахматной доской.

ПРАВИЛА

1. Перед началом партии пожмите друг другу руки.

2. Играть нужно молча, не спеша.

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход.

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, менять ход нельзя.

5. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

6.Нельзя мешать партнеру думать.

7. Нельзя подсказывать игрокам.

8. Если выиграл, то не нужно насмехаться над партнером.

9. Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие шахматисты мира потерпели много поражений.

10. По окончании партии нужно обязательно пожать партнеру руку.

Все садятся и играют.

VI. Итог урока.

- Подвести итог хотелось бы, прочитав небольшое стихотворение и словами Хосе Рауля Капабланки, 3-го чемпиона мира по шахматам (13 слайды):


Шах – нападенье

Королю угрожает.

Мата здесь нет,

И король убегает.


«Научиться играть в шахматы – легко, но трудно научиться играть хорошо».


- Ребята, мы с вами будем учиться играть в шахматы хорошо?

- А сейчас я вас прошу оценить наш урок смайликами.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо. (14 слайд).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!