СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по теме: "Искусство пантомимы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по теме: "Искусство пантомимы"»

Барсова Татьяна Николаевна

МБОУДО «ОТЦ»

Педагог дополнительного образования.

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи.

Обучающие:
- дать детям теоретические и практические представления о пантомиме, обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

- научить изображать с помощью жестов и мимики определённое действие
- научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

- учить понимать друг друга без слов

Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей, тренировке фантазии и воображения

Воспитательные:
- развивать чувство коллективизма

- ответственно относиться к выполнению заданий

- воспитать сценическую культуру;

Воспитательные:

- развивать чувство коллективизма

- ответственно относиться к выполнению заданий

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3. Эмоциональный настрой на занятие

- Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

- Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции? Ученики: мимика, жесты.

- Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

- И кто же это?

- Правильно. Такого артиста, который исполняет какую-либо роль в пантомиме, - спектакле или представлении, где вместо слов используется язык жестов, мимики и движений называют мимом или мим!

Подобные выступления могут сопровождаться аккомпанементом музыкальных инструментов или исполняться в полной тишине.

И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

5. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство. Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

6. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

- Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) 

Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например, страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

- И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

- Молодцы, отлично справились с заданием!

А мы идем дальше. Ребята, а что такое мимика и жесты?

Мимика - (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

- А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

-грусть через руки;

-гордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

-Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

7. Практическая коллективная деятельность.

Теперь займемся коллективным творчеством. Я предлагаю инсценировать сказку- пантомиму «Репка». Распределим роли.

(Семь человек получают главные роли: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка; остальные выбирают себе второстепенные роли: забор, бочка, деревья.)

Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Педагог включает аудио сказку, «актеры» играют.

Демонстрация этюда.

8. Подведение итогов занятия:

С каким ещё одним видом театрального искусства мы познакомились? (Пантомима)

- Кто главный в пантомиме? (Мим)

- Какие умения необходимы миму? (Мимика, жесты, пластика)

- Понравился вам урок? Покажите мимикой лица.

-Что для вас было самым интересным?

- Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?..

-Влияют ли наши чувства на окружающих людей?

-Что можно показать с помощью пантомимики? (Чувства и действия)

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске расположены два изображения эмоций «грусть» и «радость», в зависимости от того на сколько

Вам сегодня понравилось на занятии, всё ли вы поняли и запомнили, подойдите к той эмоции, которую вы сейчас испытываете. Если всё хорошо поняли и запомнили – то это изображение «радости», если не очень хорошо запомнили и не поняли изученный материал – то это «грусть».

Я очень рада, что занятие вам понравилось и я благодарна вам за активное участие. Спасибо, ребята!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!