КГКОУ ШИ 11
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Я живу в этом мире»
Тема: «Путешествие в страну
ВЕЖЛИВОСТИ и ДОБРОТЫ»
Воспитатель: Л.Ф. Нужных
п. Ванино
2017 год
Направление: социальное.
Вид занятия: путешествие.
Хронометраж: 40 минут.
Участники: учащиеся 1 класса.
Цель: формирование и закрепление у обучающихся 1 класса умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета, пополнение запаса вежливых слов.
Задачи:
продолжать формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
развивать внимание, воображение, творческое мышление, способность сопереживать (эмпатию);
способствовать формированию коммуникативных навыков общения, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.
Методы и приемы: метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения, игра).
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», карточки с заданиями, карточки - солнышки, тучки, волшебная палочка «солнышко».
Формы организации: беседа, вопросы, чтение стихотворений, напоминание.
Словарная работа:
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Актуальность темы: В современном обществе у детей низкая культура поведения, отсутствуют навыки вежливого и культурного поведения.
Вежливость – одно из необходимых основ воспитания. Ребенок должен говорить «волшебные слова»: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Если вежливо обратился ребенок к взрослому, получает внимание и похвалу, улучшаются взаимоотношения со сверстниками.
Таким образом, доброта и вежливость основа коммуникативных отношений.
Предварительная работа: беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворения «Что такое этикет?» разучивание
песни «Если добрый ты», рассматривание иллюстраций о хороших поступках.
І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
І. Организационный момент
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
Сегодня мы собрались на занятие по внеурочной деятельности.
-Ребята, давайте расскажем, что же это такое - этикет?
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Воспитатель: Послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики бегали по коридору школы. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? (ответы )
- Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребил в своей речи вежливое слово? (ответы).
- Почему?
- Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
-Молодцы!
- Давайте сделаем вывод? (слайд 1).
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их … (правильно).
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
- В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, говорят добрые и вежливые слова. В этой стране жить легко потому, что никто не обижает друг друга, не мешает, не вредит. В Стране этой умеют дружить.
- Как она называется? Попробуйте, угадать сами. (ответы детей).
Сообщение темы занятия
- Верно! Это - Страна Вежливости и Доброты (слайд 2)
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты. По дороге в эту удивительную Страну мы посетим: (слайд3).
1. Море Доброты.
2. Море Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Остров «Размышляй-ка»
- Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты» (слайд 4).
- Ребята, как вы думаете, что такое – доброта? (ответы детей).
- Прочитаем, высказывания великих людей о доброте. (слайд 5)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта избавляет нас от одиночества и обид. (В. Розов)
Воспитатель: - А как вы думаете, каких людей называют добрыми? (ответы детей).
- Давайте с вами заглянем в волшебный словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова «добрый» (слайд 6 -1 часть).
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
- Ребята попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению (слайд 6 –часть 2).
- И так давайте проверим, какие слова «дружат» со словом «Добрый»? (ответ).
- Ребята, какие слова вы не соединили со словом «добрый», почему?
Проведение игры «Доброе солнышко».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко».
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Ну, а нам пора двигаться дальше.
Впереди еще одно море – Море Вежливости (слайд7)
- А как вы думаете, что такое вежливость? (ответы ).
- Давайте прочитаем (слайд8)
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (ответы).
Практическая работа.
А сейчас у нас будет практическая работа. Проведём мы её тоже в форме игры, которая называется «Беспроигрышная лотерея»
. Каждый из вас по очереди вытянет лотерейный билет, назовёт его номер, а я прочитаю, какое правило этикета вам нужно будет выполнить. Если выполняете правильно- получаете награду – аплодисменты наших гостей.
Итак, начинаем.
Правила этикета:
Ты звонишь другу, но тебе отвечают: «Здесь таких нет» Что ты скажешь?
Ты опоздал на урок, что ты будешь делать и какие слова говорить?
Ты неожиданно чихнул. Какие слова ты должен сказать?
Тебе на День рождения подарили подарок. Что ты скажешь?
Сядь на стул. Теперь уступи место мне.
Ты подходишь с девочкой к дверям школы. Что ты сделаешь?
Воспитатель: игра закончилась. Вы все выиграли аплодисменты гостей, а это значит, что вы вели себя культурно. Вы просто молодцы!
Присаживайтесь на свои места.
Игра «Разрешается – запрещается»
Воспитатель:
Я буду читать житейский совет, если вы считаете, что он правильный, - вы встаёте, хлопаете в ладоши и говорите слово «разрешается». Если совет неправильный – сидя топаете ногами и говорите слово «запрещается». Всем понятно? Начинаем.
Быть добрым, весёлым – разрешается
Грубить и кричать – запрещается
Извиниться, если нечаянно толкнёшь кого – то – разрешается
Быть с товарищем и только самому есть вкусное яблоко – запрещается
Благодарить маму за вкусный обед – разрешается.
Съесть конфету и бросить на землю фантик – запрещается
Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий» (слайд 9).
- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение? (ответы), (слайд 10).
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
- А какие еще волшебные слова вы знаете? - Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Физминутка
А сейчас мы поиграем в игру «Верно - не верно»
Тест-игра «Верно – не верно »
(зелёный круг – верно, красный круг - неверно)
Толкнуть, не извиниться.
Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
Поблагодарить за подарок…
Никогда не делись игрушкой с другом
Злись и завидуй, когда проигрываешь
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно
Никогда не уступай, ссорься по пустякам
Решай споры словами, а не кулаками
Воспитатель:
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на остров «Размышляйка» (слайд 11)
Игра «Угадай конец пословицы».
1.Вежливости открываются все двери.
2.Жизнь дана на добрые дела.
-Дети, как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы)
Воспитатель:
Дети, постарайтесь в жизни поступать так, чему учат эти пословицы.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ. ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА».
Коллективное исполнение песни.
- А сейчас все ребята и гости исполнят песню «Если добрый ты» из мультипликационного фильма «Приключения кота Леопольда» (звучит музыкальная фонограмма, дети исполняют песню).
Физминутка для глаз (облака)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ
Воспитатель; - Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! Наше увлекательное путешествие в Страну вежливости и доброты подошло к концу.
Вежливые, добрые люди похожи на солнышки! (показываю карточку с солнцем).
А те, кто не пользуется волшебными словами, ходят грустные, как эта тучка (показываю карточку с тучкой). Скажите, кем бы вы хотели быть? Солнышками или тучками? Раскрасьте на карточке солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если настроение грустное. Объясните свой выбор. Молодцы!
- В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним.
- О чем мы сегодня говорили?
- Чему научились?
- Что нового узнали? (ответы детей).
Воспитатель:
- Повторим правила добрых поступков (слайд 13):
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если сердит.
Проявляй доброжелательность.
Будь вежлив и воспитан.
Проси извинения за свои ошибки.
Помни:вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Воспитатель:
Ребята, мы обязательно будем продолжать каждый день употреблять слова приветствий, прощаний, благодарности, просьбы, извинения.
Как бы не было в жизни трудно,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И сумеем друг друга понять!
До новых встреч, уважаемые гости и ребята!