СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мой край на карте Родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями географического положения Воронежской области, историей Павловского района и города Павловск, раскрыть ее значение для людей, живущих в настоящее время.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мой край на карте Родины"»

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению 4 класс

Тема урока: «Мой край на карте Родины»

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями географического положения Воронежской области, историей Павловского района и города Павловск, раскрыть ее значение для людей, живущих в настоящее время.

Задачи урока: способствовать формированию у обучающихся представления о географическом положении своего края на карте, истории родного края, знакомить с государственной символикой края; учить работать с картой; развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь показывать на карте территорию Воронежской области, Павловского района;

-иметь представление о малой родине;

-иметь представление о его символике, историческом прошлом.

-Учатся пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции;

-Развивают устную речь, логическое мышление;

-Учатся высказывать свою точку зрения.

-Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу;

-Учатся различать, узнавать изученные объекты, выделять их основные узнавать изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств, проводить простейшую классификацию изученных объектов.

-Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-Формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Личностные:

- положительное отношение к учению;

- умение анализировать свои действия и управлять ими;

Формируемые УУД:

-Личностные: Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира;

-Регулятивные: Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану; Различать способ и результат действия. Выполнять задание по образцу; Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном; Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;

-Коммуникативные: Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия; Оформлять свои мысли в устной форме;

-Познавательные: Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему; Находить в тексте ответ на поставленный вопрос; Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей; Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Сегодняшнее внеурочное занятие будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными.


Эмоциональный настрой на урок

Только в постоянном поиске чего-то нового человек получает новые знания

Коммуникативные:

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками на основе заданных правил взаимодействия.

II. Актуализация опорных знаний. 

- Скажите, любите ли вы путешествовать?

- Доводилось ли вам выезжать за пределы Воронежской области?

- Вспомните своё состояние, которое вы при этом испытывали.

- Подберите наиболее точные слова, описывающие ваши чувства и настроение в тот момент. (Восхищение, радость, волнение…грусть).

Ответы учащихся

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме

III. Формулировка темы и постановка цели занятия

- А вам хотелось вернуться в родные места? Почему?

Да потому что вас ждали родные люди, друзья. И Вас всегда будет тянуть туда, где вы родились, где вам всё знакомо и близко, где человек чувствует душевный покой и находит радость. А называем мы эту милую сторону… родиной.

Очень точно, на мой взгляд, выразил эту мысль замечательный русский писатель К.Г. Паустовский, который сказал:

“Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца”.

- Что вы понимаете под словом «Родина»?

Вывод: Родина - место, где мы родились, выросли, живём. Это наше село, наш район, наш край, а в широком понимании – это наша страна – Россия.

Давайте напишем адрес нашей малой родины.

Вселенная

Планета_______________

Материк_______________

Страна________________

Область________________

Район__________________

Город __________________

Улица и дом_____________________

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе?

Тема нашего классного часа: «Мой край на карте Родины»

А сейчас давайте попробуем определить задачи нашего занятия:

  • Познакомиться с географическим положением Воронежской области и нашего Павловского Придонья.

  • Узнаем о государственных символах нашего края.

  • Вспомнить историю города.

Будем учиться работать с картой.

Высказывания учащихся













Составление адреса малой родины.







Выдвигают предположения

о теме урока.


Постановка цели и задач занятия.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

Выявлять существенную информацию из рассказа учителя; Уметь фиксировать проблему;

Личностные:

Формулировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


IV. Решение частных задач

1. Работа с картой.

Знакомясь с новой темой, мы будем условно листать страницы книги и путешествовать по ней.

1 страница «Географическая»

Мы с вами будем сейчас определять географическое положение нашей малой родины. И для этого нам нужна карта.

Внимательно посмотрите на эту карту. Изучите условные обозначения, что расскажет нам карта? ПОЛИТИЧЕСКАЯ карта России слайд

- Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей стране? Что можно сказать о территориях, которые они занимают?

- Найдите на карте территорию, где мы живем.

-Наш край-это наша малая Родина. Наша малая родина расположена в центре Восточно-Европейской равнины.

Слайд 8. Карта Воронежской области

Посмотрите на карту Воронежской области. Ее границы обозначены пунктирной линией. Возьмите в руки карандаши и вместе со мной покажем границы нашей области.

Какой город является главным в нашей области? Покажите его.

Воронеж - столица – административный центр Воронежской области.

Перечислите все крупные города и оселки городского типа нашей области.

-У Воронежской области есть соседи. Это те области, которые граничат с нашей. Назовите наших соседей?

А теперь давайте найдем на карте Павловский район. Покажите карандашом границы нашего района.

Какой город является главным в нашем районе? Покажите его.

Где расположен наш район? (на юге Воронежской области)

Назовите наших соседей.

Работа с контурной картой

Обозначьте границы Воронежской области

Обозначьте город Воронеж.

Обозначьте границы Павловского района.

Обозначьте город Павловск.

Итак, что вы нового узнали о географическом положении нашей малой родины?

2 страница «Государственные символы»

Какие символы государства вы знаете? (гимн, герб и флаг).

А теперь разделимся на группы и выполним задания.

1 группа прочитает текст о гербе Воронежской области и расскажет нам о нем.

Золотая императорская корона обозначает государственный статус Воронежской области как субъекта Российской Федерации. Кроме того, она указывает на славные традиции, на историю региона.

Орел является символом храбрости, силы, победы, веры, божественности, величия, власти, гордости, великодушия. Воздетые крылья означают устремлённость в будущее. Такое изображение очень символично. Пушки салютуют в честь трудовых и ратных побед жителей Воронежской области. Вместе с тем то, что пушки служат опорой орлам, символизирует волю к миру, торжество мирного начала над тяготами минувших военных лет. Пушечные стволы украшены, в качестве орнаментальных элементов, «вензелевыми именами» (монограммами) Петра Великого, что указывает на неразрывность его связей с Воронежем и воронежскими землями.

Серебряный кувшин на горе, изливающий серебряную воду, - уникальный исторический символ Воронежского края - отражает богатство и плодородие здешних земель. Вместе с тем серебряный кувшин, как творение умелых человеческих рук показывает трудолюбие жителей области. В то же время вода, льющаяся из кувшина, является символом реки Воронеж.

2 группа прочитает текст о  гербе Павловского района и расскажет нам о нем.
Герб языком символов отражает исторические и природные особенности Павловского района.
Колокол с украшением - знак памяти о Петре I и его великих государственных делах и неразрывности его связей с воронежскими землями и Павловском. Колокол - символ "духовного начала".
Дубовая ветвь символизируют "Корабельную рощу" - дубовый лес, прилегавший к крепости и строго охраняемый по распоряжению Петра I.
Оконечность, выложенная серебряными камнями неправильной формы, символизируют объединение "Павловскгранит" - крупнейшее предприятие отрасли по добыче и переработке нерудных материалов. Она также символизирует меловые горы.
Золото - символ богатства, урожая, уважения, интеллекта, стабильности.
Серебро - символ мира, взаимопонимания, чистоты.
Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту.
Синий пояс символизирует реку Дон.
Лазурь (синий, голубой) - символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели.

3 группа прочитает текст о гербе Павловска и расскажет нам о нем.

В серебряном поле стоящий на зеленой земле Святой Апостол Павел (без нимба) в червленой (красной) одежде и лазоревом (синем, голубом) плаще, опирающийся правой рукой на поставленный перед собой серебряный меч, а левую руку простерший в сторону и вниз.
Серебро – это символ чистоты, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.
Зеленый цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья.
Голубой цвет в геральдике - символ красоты, чести, славы, преданности, истины, добродетели и чистого неба.
Красный цвет - символ тепла, активности, мужества, праздника, красоты.

Флаг Воронежская область живет под флагом красного цвета, на котором изображена полноразмерная композиция официального областного герба: в нижнем левом углу полотнища от древка выходит желтая гора булыжников, по которой льется белая вода из опрокинутого на склоне кувшина.

Итак, что интересного узнали о символике Воронежской области?

3 страница «Историческая»

Что вы знаете об истории основания нашего города?

Первое поселение на месте Павловска было основано в 1685 году. Русское государство нуждалось в укрепленных пунктах для охраны своих южных границ, и в устье Осереды были поселены черкасы (украинцы) для сторожевой службы. Они следили за передвижениями крымцев, которые совершали регулярные набеги на южнорусские области. В 1708 году Петр 1 велел адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину заложить в устье Осереды крепость, но в 1708 году началось восстание Кондратия Булавина, и основание крепости пришлось отложить. Крепость была основана в апреле 1709 года.

После Полтавской битвы, в результате которой русская армия одержала решительную победу над армией шведского короля Карла XII, были взяты в плен более 16 тысяч человек. Три тысячи из них были направлены на строительство крепости и верфи.

В 1711 году в Осередскую крепость был переведен гарнизон из крепости св. Павла на реке Миус. В 1715 году Осередская крепость (иногда пишется: «город Осеред») была переименована в город Новопавловск, но название не прижилось, и город стал называться Павловском. Управлял городом обер-комендант Степан Андреевич Колычев.

Павловск был сильной крепостью. Гарнизон его составляли 5 пехотных полков и артиллерийская команда. Названия полков: Павловский, Тамбовский, Козловский, Коротоякский и Елецкий.

В Павловске были построены 1 линкор, 2 фрегата и 10 провиантских судов (1711 год).

В городе был литейный пушечный двор, на котором отливали пушки, ядра и даже колокола.

При Петре 1 город достиг цветущего состояния. Он был стратегически важным пунктом.

В настоящее время Павловск занимает территорию 12 кв.км., в нем проживает свыше 26 тыс.человек ( в районе — около 60 тыс.)

Павловск включен в список исторических городов России. На государственной охране состоят более 40 памятников истории и архитектуры.

Итак, что интересного вы узнали об истории основания города Павловска?


Работа с картами





































Знакомство с символами Воронежской области.


Работа в группах. Чтение текстов.

Слушают друг друга





































































Высказывание учащихся.

Знакомство с историей г. Павловск

Познавательные:

Находить в тексте ответ на поставленный вопрос.

Регулятивные:

Осуществлять учебные действия в новом материале под руководством учителя, по образцу или заданному плану.

Различать способ и результат действия.

Личностные:

Сформирован интерес к познанию окружающего мира, принятие ценности мира;

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

Выполнять задание по образцу. Различать разные способы выполнения действия, осуществлять контроль, сравнивая результаты с эталоном.

Корректировать действия по ходу его выполнения; Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу


V. Итог занятия. Рефлексия

На следующих занятиях вы узнаете о том, чем богат наш край, о растительном и животном мире Воронежской области и о многом другом.

«Блиц-опрос»

  1. Столица – административный центр Воронежской области? (Воронеж)

  2. Что изображено на флаге Воронежской области?

  3. Что изображено на гербе города Павловска?

  4. Год образования города Павловска?

  5. Кто является основателем города?

  6. Почему именно в этих местах Петр I решил основать город Павловск?

Вспомните цели, которые мы ставили в начале занятия. Мы достигли поставленных целей?

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице

На которой вы живете, любовь к малой родине.

Учащиеся отвечают на вопросы «Блиц-опроса», высказывают свои мысли относительно содержания урока.

Коммуникативные:

Учатся оформлять свои мысли в устной форме:

Регулятивные:

Адекватно оценивать свои возможности, учебную задачу




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!