СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Петровская эпоха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по учебному курсу внеурочной деятельности "Изучаем свой край"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Петровская эпоха"»

Тема урока:

Петровская эпоха.

Цели урока:

1. Создать условия для изучения обучающимися Петровской эпохи, раскрыть значение Петра I в преобразовании нашего края.

2. Формировать у четвероклассников приёмы логического мышления.

3. Развивать речь школьников на лексическом уровне, произвольную и непроизвольную память.

4. Приобщать детей к историческому прошлому родного края.


Ход урока:

I. Организация обучающихся.

И вновь история у нас –

Науки интересней нет.

И вновь готов четвёртый класс

На все вопросы дать ответ.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Историческая загадка.

- Какой исторический деятель сыграл важную роль в судьбе Воронежа и нашего родного Павловска?

Царь в старину нас посетил,

Его Воронеж восхитил.

Здесь корабельная сосна растёт,

Здесь полноводная река течёт,

Народ умелый здесь живёт,

И здесь построен должен флот.

( Пётр I).

III. Постановка проблемы.

- А какие преобразования произошли в эпоху Петра на территории нашего Павловского Придонья?

IV. Работа над проблемой урока.

1. « Павловск петровских времён». Работа с иллюстративным материалом.

Первое поселение на месте Павловска было основано в 1685 году. Русское государство нуждалось в укрепленных пунктах для охраны своих южных границ.

В 1708 году Петр 1 велел адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину заложить в устье Осереды крепость, но в 1708 году началось восстание Кондратия Булавина, и основание крепости пришлось отложить. Крепость была основана в апреле 1709 года. После Полтавской битвы, в результате которой русская армия одержала решительную победу над армией шведского короля Карла XII, были взяты в плен более 16 тысяч человек. Три тысячи из них были направлены на строительство крепости и верфи.

Павловская крепость в Петровские времена представляла собой неприступный для неприятеля южный рубеж России. Для защиты от врагов крепость была окружена рвом глубиной 4 метра и земляным валом высотой 8 метров. По наружному краю рва стоял оборонительный палисад из дубовых заостренных бревен, вкопанных в землю. На самом первом плане Павловской крепости (1725 г.) было изображено 200 строений, Тамбовского озера еще нет (оно образуется в 1728 г.). Крепость имела четкую геометрическую границу. Северная граница крепости шла вдоль нынешней улицы Победы, южная вдоль улицы Шевченко, западная – область нынешнего затона, восточная – вдоль улицы Петровская площадь.

При Петре 1 город достиг цветущего состояния.

В Павловске был литейный пушечный двор, на котором отливали пушки, ядра и даже колокола. Еще в городе был свой пороховой завод, суконные и канатные фабрики, многочисленные инженерные сооружения, жилые дома, военные казармы.

В городе была основана судоверфь для строительства военных кораблей для Азовской флотилии. Были построены 1 линкор, 2 фрегата и 10 провиантских судов (1711 год). На месте Новопавловской верфи был установлен памятный знак.

В 1711 году в Осередскую крепость был переведен гарнизон из крепости св. Павла на реке Миус. В 1715 году Осередская крепость (иногда пишется: «город Осеред») была переименована в город Новопавловск, но название не прижилось, и город стал называться Павловском. Управлял городом обер-комендант Степан Андреевич Колычев. Павловск был сильной крепостью. Гарнизон его составляли 5 пехотных полков и артиллерийская команда.

Петр 1 посещал наш город несколько раз. Последнее его посещение датируется 1722 годом. Тогда он с женой возвращался из персидского похода и остановился в Павловске.

В 1770 году на Новопавловской судоверфи было изготовлено около двух десятков небольших по размеру плоскодонных судов, приспособленных к гребле и под паруса, а так же два 16-пушечных корабля — двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин», на котором 18 мая был поднят флаг вице-адмирала Алексея Наумовича Сенявина.

В 1770 году в Павловск был прислан для службы на праме «Гектор» будущий адмирал Ф.Ф.Ушаков. Тогда он был еще лейтенантом флота. После завоевания северного Причерноморья Павловск утратил стратегическое значение, и из него были выведены все воинские части (1737 год). В 1739 году был разобран путевой дворец Петра 1.

V. Физкультурная пауза.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Вправо, влево посмотри –

В городе старинном мы.

Вот мы руки развели,

Сильно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

2. « Преобразование края». Составление схемы.

( Учащиеся под руководством учителя составляют схему, повествующую о переменах и преобразованиях нашего края)



VI. Закрепление знаний. Игра « История в картинках».

- Рассмотрите следующие изображения. Выберите из них те, которые иллюстрируют о переменах и нововведениях, связанных с правлением Петра I.
















VII. « Парусная флотилия».

Изготовление учащимися моделей кораблей.


VIII. Итог.

Памятник Петру 1.

Прошло не одно столетие со времён деятельности Петра I, но его имя живет в сердцах благодарных потомков.

Великие преобразования Петра – это живая связующая нить всех поколений, история государства Российского.


IX. Рефлексия.

( Учащиеся работают в индивидуальных карточках).


Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .










































Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .



Закончите предложения.

Я работал с ___________________________настроением .

Урок помог мне ____________________________________ .

Я испытал затруднения, когда ________________________ .

Я _________________________ доволен собой.

Я хотел бы_________________________________________ .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!