Тема урока:
Петровская эпоха.
Цели урока:
1. Создать условия для изучения обучающимися Петровской эпохи, раскрыть значение Петра I в преобразовании нашего края.
2. Формировать у четвероклассников приёмы логического мышления.
3. Развивать речь школьников на лексическом уровне, произвольную и непроизвольную память.
4. Приобщать детей к историческому прошлому родного края.
Ход урока:
I. Организация обучающихся.
И вновь история у нас –
Науки интересней нет.
И вновь готов четвёртый класс
На все вопросы дать ответ.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Историческая загадка.
- Какой исторический деятель сыграл важную роль в судьбе Воронежа и нашего родного Павловска?
Царь в старину нас посетил,
Его Воронеж восхитил.
Здесь корабельная сосна растёт,
Здесь полноводная река течёт,
Народ умелый здесь живёт,
И здесь построен должен флот.
( Пётр I).
III. Постановка проблемы.
- А какие преобразования произошли в эпоху Петра на территории нашего Павловского Придонья?
IV. Работа над проблемой урока.
1. « Павловск петровских времён». Работа с иллюстративным материалом.
Первое поселение на месте Павловска было основано в 1685 году. Русское государство нуждалось в укрепленных пунктах для охраны своих южных границ.
В 1708 году Петр 1 велел адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину заложить в устье Осереды крепость, но в 1708 году началось восстание Кондратия Булавина, и основание крепости пришлось отложить. Крепость была основана в апреле 1709 года. После Полтавской битвы, в результате которой русская армия одержала решительную победу над армией шведского короля Карла XII, были взяты в плен более 16 тысяч человек. Три тысячи из них были направлены на строительство крепости и верфи.
Павловская крепость в Петровские времена представляла собой неприступный для неприятеля южный рубеж России. Для защиты от врагов крепость была окружена рвом глубиной 4 метра и земляным валом высотой 8 метров. По наружному краю рва стоял оборонительный палисад из дубовых заостренных бревен, вкопанных в землю. На самом первом плане Павловской крепости (1725 г.) было изображено 200 строений, Тамбовского озера еще нет (оно образуется в 1728 г.). Крепость имела четкую геометрическую границу. Северная граница крепости шла вдоль нынешней улицы Победы, южная вдоль улицы Шевченко, западная – область нынешнего затона, восточная – вдоль улицы Петровская площадь.
При Петре 1 город достиг цветущего состояния.
В Павловске был литейный пушечный двор, на котором отливали пушки, ядра и даже колокола. Еще в городе был свой пороховой завод, суконные и канатные фабрики, многочисленные инженерные сооружения, жилые дома, военные казармы.
В городе была основана судоверфь для строительства военных кораблей для Азовской флотилии. Были построены 1 линкор, 2 фрегата и 10 провиантских судов (1711 год). На месте Новопавловской верфи был установлен памятный знак.
В 1711 году в Осередскую крепость был переведен гарнизон из крепости св. Павла на реке Миус. В 1715 году Осередская крепость (иногда пишется: «город Осеред») была переименована в город Новопавловск, но название не прижилось, и город стал называться Павловском. Управлял городом обер-комендант Степан Андреевич Колычев. Павловск был сильной крепостью. Гарнизон его составляли 5 пехотных полков и артиллерийская команда.
Петр 1 посещал наш город несколько раз. Последнее его посещение датируется 1722 годом. Тогда он с женой возвращался из персидского похода и остановился в Павловске.
В 1770 году на Новопавловской судоверфи было изготовлено около двух десятков небольших по размеру плоскодонных судов, приспособленных к гребле и под паруса, а так же два 16-пушечных корабля — двухмачтовый «Азов» и трехмачтовый корвет «Хотин», на котором 18 мая был поднят флаг вице-адмирала Алексея Наумовича Сенявина.
В 1770 году в Павловск был прислан для службы на праме «Гектор» будущий адмирал Ф.Ф.Ушаков. Тогда он был еще лейтенантом флота. После завоевания северного Причерноморья Павловск утратил стратегическое значение, и из него были выведены все воинские части (1737 год). В 1739 году был разобран путевой дворец Петра 1.
V. Физкультурная пауза.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Вправо, влево посмотри –
В городе старинном мы.
Вот мы руки развели,
Сильно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
2. « Преобразование края». Составление схемы.
( Учащиеся под руководством учителя составляют схему, повествующую о переменах и преобразованиях нашего края)
VI. Закрепление знаний. Игра « История в картинках».
- Рассмотрите следующие изображения. Выберите из них те, которые иллюстрируют о переменах и нововведениях, связанных с правлением Петра I.
VII. « Парусная флотилия».
Изготовление учащимися моделей кораблей.
VIII. Итог.
Памятник Петру 1.
Прошло не одно столетие со времён деятельности Петра I, но его имя живет в сердцах благодарных потомков.
Великие преобразования Петра – это живая связующая нить всех поколений, история государства Российского.
IX. Рефлексия.
( Учащиеся работают в индивидуальных карточках).
Закончите предложения.
Я работал с ___________________________настроением .
Урок помог мне ____________________________________ .
Я испытал затруднения, когда ________________________ .
Я _________________________ доволен собой.
Я хотел бы_________________________________________ .
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |
Закончите предложения. Я работал с ___________________________настроением . Урок помог мне ____________________________________ . Я испытал затруднения, когда ________________________ . Я _________________________ доволен собой. Я хотел бы_________________________________________ . |