СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Путешествие в каменный век» Мимика и жесты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.

  • Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

Задачи:

  • Развивать способность понимать настроение участника.
  • Познакомить с понятиями «мимика», «жест», «пантомима».
  • Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.

мм

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Путешествие в каменный век» Мимика и жесты.»

«Путешествие в каменный век»

Мимика и жесты.

Воспитатель

С.О. Печура

Цель.

  • Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

Задачи:

  • Развивать способность понимать настроение участника.

  • Познакомить с понятиями «мимика», «жест», «пантомима».

  • Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жеста, пантомимы.

Коррекционные цели:

  • Развивать воображение.

  • Создание благоприятной атмосферы для дружественных взаимоотношений.

Словарная работа: характер, жест, мимика, пантомима.


Ход занятия.

Воспитатель. Наверное, многие из вас задавали себе вопрос: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова? » Ответить на них непросто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают. О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена. Как общались первобытные люди?

Ответы детей: С помощью знаков, жестов, мимики.

Воспитатель. Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй! », «Стой! », «Дай! », «Брось! » и т. д. Некоторые ученые считают, что первыми словами как раз были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, возникла речь.

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогла людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

Воспитатель. Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов не нужен?

Ответы детей:

Воспитатель. Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение выразительным.

Воспитатель. Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга?

Ответы детей: Протягивать руку. Махать рукой.

Воспитатель. Предупреждать, что чего-то делать нельзя?

Ответы детей: Грозить пальцем.

Воспитатель. Как одним знаком установить тишину?

Ответы детей: Приложить палец к губам и сомкнуть их.

Воспитатель. Показать, что правильно понимаем друг друга?

Ответы детей: Кивнуть головой.

Воспитатель. Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора - это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Воспитатель. А как называются люди, которые выступают на сцене?

Дети: Людей, которые выступают на сцене, называют артистами.

Воспитатель. Как вы думаете, просто ли стать артистом? Что для этого нужно?

Ответы детей: Умение превращаться, перевоплощаться в героев с помощью движений, интонаций (перечисляют навыки и умения, необходимые артисту).

Воспитатель. Как артист изменяет свою внешность для того, чтобы сыграть роль?

Ответы детей: Гримируется, наряжается в костюмы и т. д.

Воспитатель. Давайте пофантазируем, какими бы вы хотели видеть себя, если бы в сказке пришлось играть

  • принцессу,

  • Кота в сапогах,

  • охотника,

  • Золушку,

  • Карабаса Барабаса и др.

Дети вместе с педагогом отмечают самый фантастический костюм, и хвалит детей за старание.

Воспитатель. Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика, пантомима. Об этом мы сегодня и поговорим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель. Жест – это движение рук, тела, головы. Какие жесты вы знаете? (Беседа с детьми о жестах.) Как вы думаете, что означает жест «вытянутая вперед рука с указательным пальцем»?

Дети: Этот жест означает указание направления.

Предлагаю вам выполнить упражнение «Что бы это значило?».

Цель: закрепить определение жеста.

Ход: педагог предлагает детям жест, дети объясняют его значение.

Воспитатель. Жест – это отдельное движение головой, либо руками, либо телом. Поупражняемся и мы с вами выразить слова из песен жестами.

Упражнение «Пойми меня».

Ход: Дети встают парами, лицом друг к другу. Изображают ключевое слово героев песни жестами.

  • Героиня – Золушка. Песня «Добрый жук» (дети изображают ключевую фразу Встаньте дети, встаньте в круг», жест – приглашение).

  • Герой – волк. Песня зайца и волка из мультфильма «Ну, погоди!». (Дети изображают ключевую фразу «Ну, Дед Мороз, погоди!», жест – грозят рукой.)

С помощью жестов сообщить :

  • «иди сюда»,

  • «нельзя»,

  • «до свидания»,

  • «здравствуй»

  • «уходи»,

  • «тихо»,

  • «не балуй»,

  • «погоди у меня»,

  • «нельзя»,

  • «отстань»,

  • «думаю»,

  • «понял»,

  • «нет»,

  • «да».

Воспитатель. Мимика – это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее состояние человека. Предлагаю вам только движением частей лица (лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч.) выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Представьте себе»

Цель: закрепить определение мимики.

Ход:

  • У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое.

  • Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое.

  • Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое.

  • Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

Дети и педагог ведут сравнительный анализ выполненных упражнений и дают друг другу качественную оценку.

Воспитатель. Вы справились с этим заданием. А теперь предлагаю выполнить задание, в которой мимикой нужно передать содержание песни.

Игра «Передавалки»

Ход: дети мимикой изображают содержание песни и передают соответствующее выражение лица по кругу.

  • Песня «Улыбка» В. Шаинского (веселье, радость, удовольствие).

  • Песня «Не дразните собак» М. Пляцковского (грусть).

  • Припев песни «Чунга-Чанга» В. Шаинского (восторг, радость).

Воспитатель. Читает детям два стихотворения:

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе –

Короля покусали мухи.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мыши дёрнули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Детям предлагается изобразить с помощью мимики и жестов услышанные стихи. Педагог ещё раз читает каждое стихотворение, дети изображают (недовольное лицо короля: нахмуренные брови, сердитый взгляд и т. д., размахивание руками, качание головой, топанье ногами и т. д.)

Следующее стихотворение, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка косолапый,

Приподнять плечи, руки

Мишка по лесу идет.

округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод,

Погладить себя по животу, облизнуться.

Да никак их не найдет.

Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод

Показать указательный палец,

И тихонько зарычал.

на лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.

Подошли к Мишутке детки,

Помаршировать.

Мишка ягоды им дал.

Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».

Воспитатель. Вот сколько чувств можно передать мимикой, перечислим их еще раз.

Дети выкладывают на доске мимические пиктограммы чувств, закрепляют названия состояний. Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Воспитатель. Как интересно получается! Есть варианты исполнения. Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-изображение). Попробуем?

Ответы детей:

Игра «Пантомима». (дети делятся на две группы: одна – зрители, вторая – актеры).

Ход: Ведущий читает отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох». Дети-актеры имитируют движения по тексту:

Воспитатель. 

Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Приставляют ладонь к уху, слушают

Шебуршатся где-то мыши,
Под кореньями шуршат,
Дружно шишку шелушат.

Дети имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат» воображаемую шишку.

Тише, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши? Слышишь?

Приставляют палец к губам, приставляют ладонь к уху, слушают

По болоту вышли цапли на охоту. 
Цапли ужинать спешат, 
Рыщут, ищут лягушат.

Дети важно ходят по группе, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек.

Слышишь?

Слышу… 


Две букашки спать устроились в ромашке. 
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.

Дети ищут воображаемую ромашку и «укладываются спать»

«Звинь-звинь-звинь» – а это шмель полетел с ели на ель.

Дети имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель.

Игра-пантомима «Черепаха» К.И. Чуковского

Ход: Дети делятся на группы (по 3-4 человека) – 2 лягушки и черепаха. Постараться, чтобы все дети сыграли.

Воспитатель.

До болота идти далеко,
До болота идти нелегко,


«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».


На камни лягушки кладут узелок
«Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок».


Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил,


А они закричали от страха:
«Да ведь это же черепаха!»


Ведущий-руководитель и дети высказывают свои суждения о проведенных играх.

Игра «Догадайся, кто я».

Ход: Водящий ребёнок изображает кого-либо или что-либо (деда, бабку, животных, какой-либо предмет и др.) с помощью жестов и мимики, а остальные дети отгадывают, что он задумал.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились, какая игра вам наиболее понравилась.

Ответы детей:

Воспитатель. Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни «Алабама джем» муз. Р.Эмчина.

Литература:

  • Антипина Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2006.

  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2001.

  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Изд. “Школьная пресса”, 2003.

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя