Гурьянова Юлия Николаевна
социальный педагог
Конспект занятия-путешествия «О правах и обязанностях» для воспитанников МБДОУ «Детский сад №38 «Золотой петушок» города Димитровграда Ульяновской области»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с основами прав человека.
Развивать способность анализировать собственные поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.
Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, формировать умения и навыки поведения в обществе.
Предшествующая работа:
Чтение произведения А. Усачёва «Приключение маленького человека». Составление словарика «Что означает имя моё». Оформление альбома «Папа, мама, я - Димитровградская семья». Составление генеалогического дерева. Фотоколлаж «Здесь в Димитровграде – мой отчий дом родной» и Дуба мудрости с правилами поведения.
Оборудование:
Силуэт облака с петельками, звёздочки с пришитыми на них крючками и написанными правилами, корзина с цветами
На фланелеграфе сюжет сказки «Кот, лиса и петух».
Настольный театр к сказке «Заюшкина избушка», костюм Бабы Яги.
Магнитофон с записью песни «Улыбка», «Шире круг», запись голоса облака.
Ход занятия:
Подготовленные дети: Ребята, мы расскажем вам об удивительном сказочном острове Счастья. На этом острове жили люди, звери, насекомые.
- Жили они счастливо, потому что у каждого из них было много прав: право на жизнь, на жилище, на труд, на отдых. На этом острове было много звёздочек.
- Каждая звёздочка была звёздочкой права. На каждой волшебной звёздочке были записаны правила, которые строго соблюдали все жители.
- И всё было бы у них хорошо, если бы на остров не налетел ураган и не унёс с собой волшебное облако с волшебными звёздочками права.
- С тех пор на острове наступили тяжёлые времена. Жизнь острова превратилась в кошмар и неразбериху. До сих пор жители острова ищут заветные звёздочки, надеются на то, что кто-нибудь им поможет их отыскать.
Социальный педагог: Ребята, как вы думаете, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Сможем ли мы помочь жителям острова счастья?
Дети: (ответы)
Социальный педагог: Молодцы, ребята! Обязательно поможем найти звёздочки и узнаем правила этого острова. Но для этого мы должны знать много сказок. Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам надо выбрать сказочное средство передвижения.
Дети предлагают сказочные средства передвижения: сапоги – скороходы, ковёр – самолёт.
Социальный педагог: Нас много, поэтому, как вы думаете, что нам лучше всего выбрать? Давайте сядем на ковёр – самолёт по кругу, положим руки на плечи друг другу и улыбнёмся, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения и улыбки. (Звучит песня «Улыбка»).
Ребята, посмотрите, нас встречают сказочные герои. Думаю, нам надо приземлиться.
Иллюстрация к сказке «Кот, лиса и петух», магнитная запись «несёт меня лиса за дальние леса. Котик, братик спаси меня».
Социальный педагог: Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи? Что вы можете сказать о лисе? Какая она? Почему она так поступила? Какое она нарушила право? Как это узнать? Как вы думаете?
Звучит голос: Найдите красную звёздочку и узнаете ответ.
Социальный педагог: Это же голос Волшебного облака. Давайте искать красную звёздочку.
Дети начинают искать звёздочку.
Социальный педагог: (читает) «Каждый человек имеет право на неприкосновенность, жизнь и свободу». Ребята, как вы понимаете это право?
Дети: (ответы)
Социальный педагог: Я предлагаю вернуть Волшебному облачку красивую звёздочку, чтобы жители острова Счастья могли соблюдать право на неприкосновенность, жизнь и свободу.
Подумайте, пожалуйста, в каких ещё сказках нарушалось право на неприкосновенность, жизнь и свободу?
Дети: («Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).
Социальный педагог: У каждого из нас есть право на личную неприкосновенность. Это значит, что нужно уважать друг друга, дружить, учиться договариваться, уступать, жалеть, делиться, говорить друг другу добрые и ласковые слова.
Предлагаю поиграть в игру «Скажи друг другу комплимент».
Социальный педагог: Ребята, смотрите, на нашем пути встречаются герои другой сказки.
Дети предлагают приземлиться.
Творческая деятельность. Фрагмент игры-драматизации «Заюшкина избушка».
Голос лисы: Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам.
Зайчик: Как же мне быть, где я буду жить? А -а-а-а-а-а….
Социальный педагог: Мы знаем о твоём горе, но знаешь ли ты, зайка, что мы сейчас на острове Счастья. Стоит нам отыскать синюю звёздочку, и произойдёт чудо! Ребята, нам необходимо отыскать её, чтобы помочь жителям острова.
Лиса: Что вы ищите, ребята? Лучше бы зайцу помогли жильё найти.
Дети находят синюю звёздочку, лиса выходит из избушки.
Лиса: Заинька, дружок, проходи в свою избушку, ведь я и не думала отбирать твой дом, я просто пошутила.
Социальный педагог: Вот так чудо! Ай, да волшебная звёздочка. На ней, ребята, написано ещё одно право. Как вы думаете, о чем это право?
Дети: Право на жильё.
Социальный педагог: Правильно, каждый имеет право на неприкосновенность жилища и защиту от вмешательства в личную жизнь. Подумайте и скажите, в каких ещё сказках говорится об этом?
Дети: («Теремок», «Три медведя», «Жилище зверей»).
Социальный педагог: Молодцы, ребята, синюю звёздочку мы возвращаем волшебному облачку.
Физкультурная минутка. Игра «Поймай солнечный зайчик».
Социальный педагог: Я поймала Солнечного зайчика, я буду передавать его по кругу, что бы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда зайчик возвращается, я говорю такие слова: «Обласканный вами Зайчик вырос и не умещается в ладошках. Я зайчика выпускаю, а вы постарайтесь поймать частичку его тепла, прикоснуться к нежным лучикам своим сердцем».
Социальный педагог: Теперь мы собрали все звёздочки, давайте вернём их Облаку.
Голос облачка: Спасибо вам, добрые дети и смелые дети! За ваш труд я хочу наделить вас ещё одним правом - правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как?
Дети: Любим играть, петь.
Голос облачка: Тогда я дарю вам эту музыку, пойте, танцуйте и веселитесь.
Хоровод «Шире круг».
Социальный педагог: А теперь пора возвращаться в школу.
Дети садятся на ковёр – самолёт и возвращаются в школу.
Подведение итогов.
Социальный педагог: О каких правах мы сегодня узнали? Пользуетесь ли вы этими правами? А что нужно делать, чтобы не нарушать права окружающих нас людей?