СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с детьми по устранению дисграфии (общее недоразвитие речи, 2 – ой год обучения) Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия с детьми по устранению дисграфии

(общее недоразвитие речи, 2 – ой год обучения)

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с детьми по устранению дисграфии (общее недоразвитие речи, 2 – ой год обучения) Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»»

4 апреля 2017 года МБОУ «СОШ №7»

Конспект занятия с детьми по устранению дисграфии

(общее недоразвитие речи, 2 – ой год обучения)

Учитель – логопед Осипова Р.А, высшая категория

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить представление о предлоге, как об отдельном слове; уметь выделять предлог в предложении, называя его смысловые значения;

  • Повторение морфологического состава слова; совершенствование словаря при обучении подбирать родственные и однокоренные слова; образование слов с помощью приставок;

  • Учить детей различать предлоги и приставки, опираясь на грамматическое правило и их смысловые значения;

  • Учить детей владеть речевым потоком, воспитывать языковое чутье;

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к учебе;

  • Воспитание самостоятельности;

  • Воспитание нравственных качеств (бережное отношение к пособиям);

  • Воспитание трудолюбия;

Здоровьесберегающие

  • Планировать объем материала с учетом возраста детей;

  • Следить за правильной осанкой;

  • Способствовать благоприятному психологическому климату;

  • Чередовать статические и динамические задания;

  • Соблюдать режим охраны зрения;

Оборудование: яблоневые цветки, на обратной стороне которых написаны задания, индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложений, таблица, мячик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед сообщает детям о том, что в гости к ним пришли другие логопеды из других школ, чтобы посмотреть, как вы будете заниматься (дети здороваются). Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Поэтому вы должны быть внимательными, постараться правильно выполнить задания. Следить за ответами товарищей, чтобы можно было их дополнить в случае необходимости. Прежде, чем сесть на место, вы должны выполнить следующее задание (образовать от имени существительного имя прилагательное и глагол). Задание записано на доске. А поможет нам это сделать маленький мячик, который мы, отвечая, будем передавать друг другу.

Что? Какой? Что делать?

мир мирный мирить

звон звонкий звонить

боль больной болеть

цвет цветной цветет

голод голодный голодать

корм кормовой кормить

глаз глазной глазеть

хитрость хитрый хитрить

(После выполнения задания дети садятся на места).

Логопед дает установку: «Сегодня на занятии мы будем выполнять разные задания: сначала повторим пройденный материал, а затем я вас научу различать и правильно писать предлоги и приставки. Логопед говорит: «Ребята я вчера забыла закрыть форточку, налетел легкий ветерок и принес к нам из теплых краев яблоневые цветки. Посмотрите они разбросаны по всему кабинету. Давайте их найдем.

Ответы детей: Первый цветок лежит на полу.

Второй цветок прилип к стене.

Еще один лежит в папке.

Один свалился под стул.

Пятый цветок лежит за зеркалом.

Шестой цветок виден из-за горшка.

Теперь все цветы собраны. Логопед смотрит на обратную сторону цветов и говорит: «Оказывается на обратной стороне цветка для вас написаны задания». Смотрит на цветок и задает вопросы, написанные на нем:

- Как называются маленькие слова, которые вы сейчас говорили, когда искали цветы?

- Предлоги.

- Что такое предлог?

- Это самостоятельные слова. Маленькие слова в предложении. Служебная часть речи.

- Для чего нужны предлоги в предложении?

- Слова между собой в предложении должны дружить. Слова связаны между собой по смыслу. Предложение с предлогами звучит правильно и красиво.

- Как пишется предлог с другими словами?

- Отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Логопед дополняет ответы детей: «Да, предлог к тому же указывает и смысловые значение. Без предлога смысл предложения может быть непонятен. Я сходила на почту и попросила там текст телеграмм, которые люди раньше писали друг другу. Все они отправлены в целях экономии денег без предлогов.

а) Логопед читает телеграммы и спрашивает, какие предлоги пропущены в данных сообщениях.

б) дети читают самостоятельно телеграммы, лежащие у них на столах и называют пропущенные предлоги.

Логопед: «Правильно, грамотно и красиво телеграммы звучат с предлогами»

Логопед берет следующий цветок, на нем следующее задание – надо прочитать на следующий карточке рассказ «Как путешествуют письма» и ручкой вписать перед карточками нужные предлоги. (Дети самостоятельно выполняют задание, логопед контролирует правильность).

Логопед достает еще один цветок: «Для того, чтобы выполнить задание этого цветочка. Вы должны сначала ответить на вопросы».

  • Что такое имя существительно? (Ответы)

  • Что такое имя прилагательное? (Ответы)

  • Что такое глагол? (Ответы)

(Дети берут карточки, лежащие у них на столах и самостоятельно составляют предложения).

Логопед выслушивает ответы детей и в каждом предложении говорит о смысловом значении предлога. У каждого предлога их должно быть несколько. «В» - место, направление и обозначение предмета, в который что-то упаковывается;

«НА» - обозначение предмета, на который направленно действие и обозначение места, в пределы которого направленно действие (на Волгу, уронить на пол);

«С» - удаление с поверхности, совместность;

«ИЗ» - изнутри, из чего вытащим, из чего сделали;

  1. Динамическая пауза. Самомассаж.

Ребята, вы устали. Давайте с вами представим яблоневый сад, оттуда прилетели цветы к нам на занятие, ляжем под яблоньками, послушаем пение птиц и сделаем себе легкий массаж.

(Звучит запись пения птиц, дети делают самомассаж).

Ручки растираем (потирают ладони)

И разогреваем (хлопают в ладони)

И лицо с теплом своим (разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)

Нежно умываем.

Пальчики сгребают (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)

Все плохие мысли,

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро(растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем, (сгибают ушные раковины руками вперед)

Тянем вниз за мочки (оттягивают уши вниз от мочки)

А потом руками (легко похлопывают щеки ладошками)

Трогаем мы щечки.

Логопед «Молодцы, ребята, вставайте и садитесь на свои места»

  1. Логопед берет цветок и читает новое задание:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какие корни убежали?»(ответы детей)

- Что такое корень слова?

- Главная часть слова.

- Общая часть всех родственных слов.

У детей на столах лежат рисунки с корнями слов (хлеб, глаз, снег, нож, дом,…), а на доске написан конец слова. Дети находят подходящий рисунок (корень слова) и помещают на фланелеграф в нужный домик. Чтение всех образованных однокоренных слов.

Логопед «А что такое приставки?»

- Это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

Далее логопед уточняет, что приставка, как и предлог несет смысловую нагрузку, т.е. должна подходить предложению по смыслу.

Сейчас я прочитаю вам предложение, а вы скажите, что в них неправильно.

(Чтение предложений)

  1. Различения написания предлогов и приставок

а) Логопед предлагает прочитать слова, написанные на доске.

поднос – под нос

запечь – за печь

занавес – за навес

Логопед «Почему здесь по – разному написаны слова?(ответы детей) Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно».

б) Чтобы научиться различать написание предлогов и приставок. Я прочитаю вам сказку о предлогах и приставках, которую написала царица Грамматики (стр 200 «Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте» Л.Е. Ефименкова).

в) Работа на доске, соединить слова в сочетания.

г) Работа с таблицей (различение предлогов и приставок)

д) Работа по карточкам в тетрадях на различение написания предлогов и приставок (Проверки выполнения задания)

  1. Итог. Логопед «Вам понравились задания, которые прилетели к нам из яблоневого сада?»

Дети. Да

Логопед. Вспомните, какие задания были написаны на цветках?

Дети вспоминают и называют задания, которое выполняли на занятии.

- Мы сегодня читали рассказ о том, как путешествуют письма и посылки, бабушка оказывается выслала две посылки, одну Пете, а другую вам. Давайте посмотрим, что в ней? А здесь оказывается яблоки, которые уже созрели в саду. Это вам за хорошую работу.(Логопед раздает детям яблоки)

Пароль на выход: назвать однокоренные слова

Сад – садик – садочек – садовый – высадить – посадки – садовод – садовник – рассада – саженцы.

Приложение к занятию: таблицы и карточки, используемые на занятиях.























Приложение 1














По, вдоль














От














В (куда?)












Из














Над














На














В (где?)












Перед, у, возле, около












До





Прочитай. Назови предлоги.


Гусьплавалвреке.

Детивышлиизшколы.

Чижиксиделвклетке.

Лисавыбежалаизлеса.


Напиши предложения правильно. Вспомни правило, которое надо знать, чтобы правильно написать предлоги.

Приложение 2

























Приложение 3



Не сделай ошибки.

  1. Всадник (с) лез (с) коня.

  2. Лена (по) клеила марку (на) конверт.

  3. Солнце (за) шло (за) тучу.

  4. Мяч (под) бросили (под) потолок.





Не сделай ошибки.

  1. Дорога (с) вернула (с) шоссе.

  2. Собака (по) бежала (по) следам зайца.

  3. (На) конверте (на) писали адрес.

  4. Дети (до) школы (до) шли быстро.

















Приложение 4

Объедини по смыслу.

  1. по дорожке позвонил

по телефону пошел

по свету постучал

по стеклу побежал

по столу потер




  1. под навес подвернулся

под стул подставил

под руки подкатил

под струю поджал

под руку подхватил







  1. сбежали с ветки

смахнули с ботинок

спускалась со лба

слетел с обрыва

стер с гор







  1. на учебу напечатали

на плечи направили

на доске намотали

на машинке нарисовали

на катушке набросили









Приложение 5



Дай ответ на вопрос.

Где спрятался Павлик, если он выскочил из кустов?




Где лежал кошелёк, если его достали из кармана?






Где лежали яблоки, если их высыпали из корзины?










Приложение 6



Будем вечером проездом …. Сафоново.

Внуки


Какой предлог пропущен?



Прилетаем …. Турции рейсом

№ 425.

Родители




Жду встречи …. нетерпением.

Дедушка






Приложение 7



ок

ной

астый

ищи

очек





ок

ной

ник

ница

очек

Приложение 8










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!