СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с региональным компонентом "Чороон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан с региональным компонентом, о расширении знаний об обычаях, культуре своей Республики. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с региональным компонентом "Чороон"»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Составила: Павлова А.О. воспитатель МБДОУ Детский сад №43 «Улыбка» г. Якутска Республики Саха (Якутия)

Тема: «Якутский Чорон»

Цель: Расширение знаний детей о культуре и обычаях якутского народа

Задачи:

Познакомить детей с древним декоративно-прикладным видом искусства – чороном. Воспитывать любовь к родному краю. Научить детей самостоятельно составлять узор по мотивам якутской росписи по дереву. Учить рисовать последовательно, аккуратно нанося узор.

Наглядный материал:

1. кубки чоронов разных видов;

2. образцы якутских орнаментов;

3. аудиозапись якутских мелодий.

Раздаточный материал:

1) силуэты чоронов;

2) фломастер

Форма работы с детьми:

Групповое занятие.

Методы и приёмы:

Наглядные, словесные.

Виды детской деятельности:

познавательная, двигательная, коммуникативная.

Ход:

I. Вступительное слово воспитателя:

- Как называется наша большая Родина? (Россия)

- Как называется наша Республика, в котором мы живём? (Республика Саха Якутия). Столица нашей Республики город Якутск. Наша Республика большая, красивая и богатая, славится золотом и алмазами. В тайге много красивых и пушистых зверей. В реках и озерах много рыбы. Вся территория Якутии лежит в зоне вечной мерзлоты. Якутия – это долгая и холодная зима, бурная и многоцветная весна, короткое и знойное лето. Мы любим свой край и гордимся им! Славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, эвены, чукчи, ненцы и другие народы Севера.

Воспитатель: А Сегодня мы узнаем много нового об одном из классических видов древних якутских сосудов «Чороне».

Воспитатель демонстрирует разные виды чоронов:

—Посмотрите внимательно, какие красивые посуды нас окружают.

После 1–2 минут восприятия спрашиваю:

— Вы знаете эти предметы? (Это якутская посуда чороны)

— А для чего она использовалась? (Раньше из неё ели и пили, когда не было другой посуды)

— А как вы думаете, кто всё это сделал? (Якутский народ, народные мастера)

Все эти вещи изготовлены якутскими мастерами. Якутия богата талантами, в старину народные мастера зимними вечерами вырезали из березы чороны, кытыйа и другие изделия. Красивая резьба, прочность, удобство – все эти качества отличают якутскую посуду.

Вот чорон (беру и показываю чорон). Чорон – любимый и обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, особенно он необходим в обрядовых церемониях и на празднике «Ысыах». В чорон наливают кумыс. Кумыс – это напиток из кобыльего молока. Его подносят молодым на свадьбе, встречают гостей. Чорон у якутов является символом изобилия, богатства. Чороны – это деревянные чаши или кубки, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица в Якутии служит символом красоты и грации.

II. Игра «Сложи»

Орнаменты на чоронах вырезали острыми ножиками. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов:

1) Мужские – на трёх фигурных ножках, окончания которых выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии. Считается, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

2) Женские – это кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А

коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство. Чороны делали разных размеров: для праздников – большие, маленькие – на каждый день для всех членов семьи. Орнаментом украшали горло чорона, его тулово и ножку.

Чорон – это произведение искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. Орнаменты имеют названия, и названия у них разные. Показываю якутские орнаменты и детям называю их:

-вот зарубка, это зубчатый орнамент, это гребенчатый орнамент.

1) серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями;

2) цепочные, похожие на цепочку;

3) ромбовидные и треугольные как геометрические фигуры – ромб и треугольник;

4) арочные, как дуга;

5) сетевидные, как переплетенные нити;

6) силуэтные, изображающие силуэты предметов или животных.

Физминутка «Движения танца “Якутские узоры” под якутскую мелодию»


После физминутки приглашаю для показа одного ребёнка – на образце уже украшено тулово чорона.

III. Вырезать по дереву мы ещё не умеем, но мы можем выполнить орнаменты кубков чоронов, которые находятся перед вами.

-Подумайте и решите, какими видами орнаментов будете украшать чорон, и сколько у вас будет поясов или ярусов. Орнаменты следует рисовать именно фломастером, чтобы они получились аккуратными и красивыми. Начинать рисовать пояса узоров нужно сверху чорона.

Во время работы детей помогаю показом на отдельном образце.

В это время звучит негромкая инструментальная музыка.

В конце занятия рассматриваем работы.

Спрашиваю, какими орнаментами украсили работы, какие чороны самые красивые

IV. Подведение итогов: рассматривание чоронов детей.

- С каким декоративно-прикладным якутским искусством вы сегодня

познакомились? (с изготовлением чоронов)

- Что такое чорон? (Чороны – это деревянные чаши или кубки)

- Что наливают в чорон? (кумыс)

- Что такое кумыс? (напиток из кобыльего молока)

- Что вы узнали об истории чорона? (Чорон обязательный предмет в жизни каждого, даже современного якута, он необходим в обрядовых церемониях и на празднике).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!