СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь» Борьба со сквернословием. Нехорошие слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Расширить представление  учащихся о  сущности сквернословия как о пороке человеческого общества и юридической ответственности  за сквернословие.
  • Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.
  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  • Вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

     

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь» Борьба со сквернословием. Нехорошие слова.»

«Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь» 
Борьба со сквернословием. Нехорошие слова.

Воспитатель

С.О. Печура


Оформление классной доски: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» — И.С.Тургенев

Цель:

  • Расширить представление учащихся о сущности сквернословия как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие.

  • Способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

  • Вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи.

Целевая аудитория:

учащиеся с ОВЗ 5 класса коррекционной школы – интерната VIII вида


Ход занятия.


Организационный момент.

Цель: создать эмоционально-благоприятные отношения в группе.


Воспитатель:  Как вы понимаете смысл пословицы «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь?» 
Воспитатель: Что мы можем узнать о человеке по речи?

Актуализация знаний для изучения нового материала.

Цель: пробудить у детей интерес к занятию, сформировать мотив деятельности.

Воспитатель:  Ребята, послушайте внимательно небольшое стихотворение.

Дядя Фёдор мыл забор,

На котором был «фольклор».

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И, усвоив весь «набор»,

Вновь украсил им забор.

Воспитатель:  А знаете, почему вы смеетесь? Потому что смех это попытка скрыть стыд, неловкость, вы поняли, о чем речь, и конечно знаете, что «фольклор» употреблять неприлично, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую «сниженную» лексику, в том числе и нецензурную.


Основная часть (изучение нового материала)

Цель: развитие умений открыто общаться, способствовать сплочению группы.

Воспитатель:  Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.

Вам необходимо разделиться на две группы и выполнить следующее:

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории «святых для каждого человека»

(Дети пишут, а затем прочитывают слова).

Воспитатель:  Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно, произнося их, почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.

Воспитатель:  А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда «скверных”». Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.

(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).

Воспитатель:  Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?

(Выслушиваем ответы детей).

Воспитатель:  Когда вам бывало стыдно?

Ответы детей.

Воспитатель:  Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.

Воспитатель:  Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.

Воспитатель:  А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).

Воспитатель:  А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой?

Ответы детей.

Воспитатель:  Как ни странно, складывается впечатление, что люди привыкают к сквернословию. Бранные, а часто и нецензурные слова стали частью нашей жизни. Мы слышим их и на работе, и в транспорте, и в магазине. Нередко такие выражения вылетают из уст молодых людей. В их речи уже практически не осталось табу:

  • Корова толстая, не можешь быстрее двигаться!? — срывается нетерпеливый клиент.

  • Дура тупая, сосчитать что ли не можешь!? — орёт на молодого бухгалтера её начальник.

  • Идиот, куда ты едешь, ослеп что ли? — кричит в автомобильной пробке один из водителей соседу по несчастью.

Одно - два оскорбления — и целый день может быть безнадежно испорчен.

Воспитатель:  Часто первым порывом бывает желание ответить тем же, чтобы скрыть свой гнев, замешательство или страх. Оскорбили тебя — оскорби в ответ. Однако такая тактика, скорее всего, приведет к новому витку конфликта. Слово за слово — вот и скандал.

Физкультминутка «Веселая разминка»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!

Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!

Воспитатель:  Человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание, не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.

Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин. Н. Рыленков

Что такое сквернословие?

Цель: донести до детей мысль о том, что слово играет огромную роль в общении.

Воспитатель:  Это речь,  наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Происходит от слова «скверна».

В нашей школе самым больным вопросом является словесная распущенность школьников. Сегодня матом разговаривают не только взрослые, подростки, но и учащиеся младшего возраста. Некоторые мальчики и даже девочки тоже употребляют матерные слова. Мат доносится с экранов телевизоров. В нашей группе тоже существует такая проблема.

Воспитатель:  Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Воспитатель:  Как вы понимаете слово «сквернословие»?

Ответ детей. Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями, матом.

Воспитатель:  Скверное слово произошло от слова скверна -гадость, недостойность.

Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

Исторические факты.

Цель: продолжить работу над культурой поведения, показать роль слова в общении людей.

Воспитатель:  Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

В о времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется тем, что по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.         

 Так же как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести (аналогично – не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом сквернословие постепенно становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

Контрольный (рефлексивно-оценочный)

Цель: понять как дети чувствовали себя на занятии, что узнали и запомнили нового, полезного для себя.

Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру«Да»,«Нет»,«Иногда»

Игра: «Да»,«Нет»,«Иногда»

-Кто ругается матом подходите к карточке со словом «Да», кто не ругается - к карточке со словом «Нет», а кто нечасто использует мат в разговорной речи подходите к карточке со словом «Иногда».

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Да»:

-Как часто вы ругаетесь матом?

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом? (злюсь, хочу обидеть, привычка, хочу выглядеть крутым)

-Как вам живется с этой привычкой? ( нормально, все ругаются и я тоже, неприятно, когда тебя ругают за мат)

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Иногда»:

-Скажите, а почему вы ругаетесь матом?

-Как вам живется с этой привычкой?

Вопросы для детей, которые выбрали карточку «Нет»:

-А как вам живется без этой привычки? (хорошо, у меня хватает хороших слов)

Воспитатель:  Ребята, из услышанного я поняла, что вы ругаетесь матом из-за обиды, привычки, хотите выглядеть крутыми и т.д.

А еще люди выражаются нецензурными словами потому, что:

  • не хватает слов для связки

  • потому что не воспитанные

  • вошло в привычку

  • чтобы приукрасить свою речь

  • ограничен словарный запас

  • бранные слова приходятся к месту

  • не могут управлять эмоциями

Воспитатель:  Из всего этого можно сделать вывод, что бранные слова употребляются для:

  • повышения эмоциональности речи

  • оскорбления, унижения адресата речи

  • демонстрации агрессии, отсутствия страха

  • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов

  • демонстрации принадлежности к «своим»

Воспитатель:  Но на самом деле сквернословие говорит о том, что у человека очень маленький словарный запас, неумение выбирать слова в момент радости и гнева.


Пословицы о вреде мата.

  • С матом дружен – никому не нужен.

  • От мата уши вянут и коробит душу.

  • С матерком, что с ветерком - от здоровья ты бегом!

  • Жизнь без мата событиями богата.

  • Мат мне не брат.

  • Мат – смертельный яд.

  • Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.

  • Мат уродует девчат.

  • Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.

  • Сквернословить позабудешь – умён, любим и нужен будешь!

Пути решения проблемы.

Воспитатель:  А можно ли отказаться от сквернословия?

Ответ детей. Можно, если сильно захотеть; можно следить за своей речью.

Воспитатель:  Что же делать? Какие пути решения данной проблемы существуют, на ваш взгляд? (Высказывания детей).

У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

  1. первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения;

  2. второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Воспитатель:  Каждый человек вправе выбрать свой путь. Но попытайтесь хотя бы какое-то время обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Как избавляться от сквернословия?

Воспитатель:  Похвала, интерес к личности другого человека могут служить защитой от сквернословия.  Надежных рецептов здесь нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться выглядеть белой вороной. «Все — пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Попробуй устоять в такой позиции.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни? Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит.

Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри класса, группы можно.

Как раньше боролись со сквернословием?

Говорили так: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Защиты не будет. Крыши не будет над тобой.

Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово, то рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить и радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить и камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит, пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить того, кто слушает тебя!

Не скупитесь на добрые, ласковые слова. И люди вокруг вас тоже будут добрые и внимательные.

Закрепление материала.

Викторина: «Самый внимательный»

1.Почему люди матерятся?

Ответ детей. Не хватает слов для связки; потому что не воспитанные; вошло в привычку; чтобы приукрасить свою речь; ограничен словарный запас; бранные слова приходятся к месту; не могут управлять эмоциями.

2.Какой вред оказывает сквернословие человеку?

Ответ детей. Вред здоровью, словом можно убить. Можно сильно обидеть.

3.Как влияют на человека добрые слова?

Ответ детей. Человек может излечиться от болезни, быть счастливым.

4.Какое наказание было в Древней Руси для богохульников?

Ответ детей. Смертная казнь.

5.Как бороться с вредной привычкой?

Ответ детей. Не говорить плохих слов самому, не копировать других, не говорить, как все, тренировать себя просто говорить вежливо, заниматься каким-нибудь полезным трудом.


Итог. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Надеюсь, что проведенный сегодня классный час принесет положительный результат и ребята, привыкшие к сквернословию задумаются и выберут путь созидания, а не разрушения.

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

Заключительная часть

Воспитатель. Предлагаю закончить наше мероприятие игрой «Да»,«Нет»,«Иногда».

Игра «Да»,«Нет»,«Иногда».

- У кого появилось желание избавиться от вредной привычки подойдите к карточке со словом «Да», те, кто не решились избавиться - к карточке со словом «Нет», а кто в редких случаях будет использовать мат – к карточке «Иногда».

- Вы сделали свой выбор и я уважаю ваше мнение. Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняет ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом скажите. И на прощание послушайте стих.

Когда сказать захочешь слово,

Мой друг, подумай, не спеши!

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то жаворонком весело,

То медью траурной поёт...

Покуда слово сам не взвесил –

Не выпускай его в полёт.


Им можно радости прибавить

Иль радость ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

Иль камень в крошку раздробить.


Оно одарит и ограбит –

Пусть ненароком, пусть любя.

Подумай, прежде чем ударить

Того, кто слушает тебя. Федор Васильев




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!