Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»
Морозова Елена Николаевна,
воспитатель
Конспект занятия «Страна эмоций»
Ход занятия:
1. Организационный момент (2мин.)
Приветствие педагога, объявление темы занятия, постановка цели и задач.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, ваш учебный день прошел замечательно, и у вас еще достаточно сил для творчества. Сегодня мы продолжим знакомство с профессией актер и понятием "художественный образ", создание которого является главной задачей актера. Разберемся как, какими средствами актер воссоздает его на сцене. А пока я предлагаю проверить, хорошо ли мы в прошлый раз познакомились.
2. Игры на знакомство (8мин.)
- Назовем еще раз свои имена, но уже через одного.
- А теперь пофантазируем и придумаем к своему имени интересное прозвище и жест. А теперь еще раз называем всех по кругу (имя, прозвище, жест).
- Оставаясь в круге, перестройтесь по алфавиту. Добавим внимание: идем по кругу, по команде ОП круг распадается и все ходят хаотично. А по команде АП возвращаются в круг по алфавиту.
3. "Я - истории". Монолог. (5мин.)
- Молодцы. Сейчас берем стулья и на счет "восемь" садимся в творческий полукруг.
- Ребята, сейчас двое из вас (по желанию) расскажут свои "я - истории". Кстати, речь актера, обращенная к слушателям или самому себе, называется монолог.
Обсуждение.
4. Теоретическая часть (12 мин.)
- Ребята, на прошлом занятии мы говорили о профессии актер. О том, что главное для актера - создать на сцене... ?
Ответы детей.
- Правильно. Образ, или художественный образ. И, конечно, он должен быть понятен зрителю - что это за персонаж, какой он, чем живет, что чувствует. В своей работе актер опирается на текст пьесы, обстоятельства, предлагаемые автором, реплики действующего лица. Но самое главное для актера - суметь перевоплотиться, то есть пережить чувства и эмоции сценического персонажа.
Эмоции - это душевные переживания человека, зависящие от поведения человека, от его реакции на то или иное действие.
- Ребята, а как же передать эмоцию на сцене?
Ответы детей.
- Да, эмоции человека выражаются в разнообразных движениях - мимики, жестах, пластике (выразительные движения тела), интонации.
- А сейчас я вам предлагаю самим передать эмоции друг другу.
5. Упражнения на эмоции (10 мин.)
Игра "Передай эмоцию"
Первый участник передает второму эмоцию через мимику и жест. Остальные участники этого не видят. Далее игра движется по типу "глухой телефон". Итог: сравниваются показы первого и последнего участника игры. Дети должны отгадать какая именно эмоция была задумана первым участником.
Упражнение по карточкам (заданы эмоциональные состояния).
Каждый участник читает скороговорку "Все бобры" в том эмоциональном состоянии, которое оказалось у него на карточке. Остальные должны отгадать эту эмоцию.
Стихотворение А. Барто "Наша Таня"
Читаем по кругу каждый по одному слову. Обязательно сохранять темп и заданное эмоциональное состояние.
6. Игра на внимание "Заяц" (8 мин.)
- А сейчас мы проверим ваше умение договариваться только глазами и мимикой.
Перерыв 10 минут
7. Организационный момент (2 мин.)
- Ну вот мы отдохнули и готовы продолжать занятие. А сейчас мы переходим к тренингам, но в первую очередь соберем внимание. Какое упражнение помогает собрать внимание?
Ответы детей
- Правильно, "Круги внимания".
8. Тренинги (15 мин.)
"Круги внимания"
Разминка (упражнения прошлого занятия с добавлением индивидуального упражнения на растяжку "Киска")
Тренинг по сценической речи (повторяем упражнения первого занятия с добавлением 2 новых скороговорок: "От топота копыт", "На дворе трава")
9. Теория и практика. Монолог - диалог. (8 мин.)
Понятие диалог - это разговор, беседа 2 человек.
Упражнение "Кот"
Два ребенка ведут диалог. Один - хозяин, другой -кот. Задача первого - уличить в краже, задача другого - не выдать себя.
- Кто нитку прядет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто ткань ткет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто куртку шьет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто из кладовки сметану крадет?
Молчит Кот, только облизывает рот.
Как вариант работы - учитель читает за автора, дети все вместе за Кота с нарастающей динамикой:
- удивление
- утверждение
- возмущение
10. Этюд "Мини-история для одного актера" (10 мин.)
Актеры по очереди изображают заданную в карточке мини-историю при помощи мимики и жеста. Остальные участники угадывают, что они видели. Мини-истории могут быть следующие:
- читаешь журнал
- пишешь письмо
- подслушиваешь под дверью
- едешь в переполненном автобусе и т.д.
11. Массовка "Фотограф" (на эмоции) (5 мин.)
12. Итог (5 мин.)
Обобщение урока. Домашнее задание: наблюдать как окружающие люди проявляют свои эмоции. Подготовить "я - истории" с учетом замечаний, построенных на выступлениях других участников.