СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Тайны Леонардо да Винчи"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Тайны Леонардо да Винчи" для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Тайны Леонардо да Винчи"»

Тайны Леонардо да Винчи.

Цель: Выявление учащимися уникальности личности Леонардо да Винчи.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с биографией художника, с его достижениями, отдельными фактами его жизни.

Развивающая: Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение слышать.

Воспитательная: Прививать интерес к

Оборудование: Мультимедийная презентация, видеоэлемент, раздаточный материал.

Этап

Деятельность педагога

Ответы детей.

Организационный

(1 минута)

-Здравствуйте, меня зовут Александра Олеговна и сегодня я проведу с вами занятие.


Выход к теме

(3 минуты)

Обратите внимание на слайд, посмотрите на объекты и скажите, что у них общего.


Казалось бы, как чертежи изобретений и картина пересекаются между собой. Но ответ очень прост, их создатель – один человек. Кто?

Леонардо Да винчи. Кто сможет дать названия этим объектам? Кто то уже встречался с ними ранее? Где?


  1. Летательный аппарат.

  2. Витрувианский человек, золотое сечение.

  3. Мона Лиза.

  4. Колесцовый замо́к. Это единственное его изобретение, получившее массовое производство при жизни.

Это рисунки, их рисовал один человек, их рисовали в одно время, они связаны по смыслу.

Художник.

На уроках ИЗО.

Подготовка учащихся для работы на основном этапе

(2 минуты)

Еще в самом начале занятия мы можем заметить особенность этого удивительного человека. А вот, что это за особенность, я предлагаю проследить и ответить на этот вопрос в конце занятия.

Сегодня мы с вами узнаем, кто же такой Леонардо Да Винчи, познакомимся с его биографией, достижениями, мифами и даже интересными фактами о нем, а затем пройдем небольшой тест.


Усвоение новых знаний:

1.Самостоятельое изучение материала.

(7 минут)




2.Работа со слайдами.

(7 минут)

















































3.Просмотр видео.

(4 минуты)
















4. Устный разбор ситуаций (миф или правда)

(8 минут)






































































5. Изучение содержания из раздаточного материала (карточек)

(3 минуты)

Сейчас я предлагаю вам в течение 5 минут ознакомиться с биографией Леонардо Да Винчи в индивидуальном порядке. Я настоятельно прошу вас подойти к этому ответственно, потому что чем больше вы запомните, тем интересней будет отвечать на тест.

Давайте мы проверим, что вы узнали из прочитанного, по цепочке по одному предложению, что показалось интересным.

Спасибо.


Мы перешли ко второму блоку занятия: достижения.

Кто уже сейчас сможет назвать некоторые из его художественных шедевров?

Предлагаю рассмотреть самые известные картины этого удивительного художника.

  1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.


  1. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку. Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.


  1. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.


  1. Мона Лиза. 1503-1519 г.

В этом портрете метод сфумато (затушеванное изображение. Позже этот термин стал применяться для наименования особой техники передачи полутонов) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь приподнимется.


  1. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос. В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.


Но помимо вклада в искусство, Леонардо активно развивал медицину, науку, был писателем и музыкантом, а так же, был изобретателем. Давайте посмотрим с вами видео и узнаем, какой вклад внес Леонардо в мир изобретений.


Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Его изобретения имели как военный, так и мирный характер. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей.




Мы с вами узнали некоторые факты об известном, даже великом человеке и на основе этих фактов я предлагаю вам разобрать некоторые ситуации. Они могут оказаться мифом или нет. Я буду читать предложение про Леонардо, а вы мне скажете, это миф или правда, но не просто так, а аргументированно.


1) Леонардо не закончил ни одной картины.

Неправда. Такую репутацию художнику в глазах потомков создал его младший современник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев...». У Леонардо была особенность: он не стремился закончить картину, полагая, что незаконченность свойственна жизни, а законченность – смерти. А потому закончить ее – значит убить ее. Но все же данный факт можно считать мифом, он не стремился дописывать картины, но законченные работы у него есть.

2) Великий живописец был бастардом

Правда. Леонардо, родившийся 15 апреля 1452 года, — побочный сын нотариуса из тосканского городка Винчи. Мать звали Катериной, это известно из записей, оставленных дедом будущего художника. Она, скорее всего, была крестьянкой.

3) Мона Лиза с картины Леонардо существовала в реальности

Правда. Есть много версий: будто этот портрет Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Но источники подтверждают: мона (госпожа) Лиза, жена торговца шелком Франческо Джокондо, жила в начале XVI века во Флоренции. Вазари писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе.



4) Леонардо изобрел вертолет

Неправда. В его тетрадях есть чертеж машины, которую поднимает над землей винт из натянутой на каркас парусины. Вращать винт должны были люди вручную, и на деле такая машина вряд ли взлетела бы. Британский историк авиации Чарлз Гиббс-Смит считал, что принцип использования вращающегося винта для полета художник не придумал, а подсмотрел: так работали детские вертушки, известные по меньшей мере с XIV столетия. Однако в XX веке отец вертолетостроения Игорь Сикорский говорил, что на изобретения его вдохновил чертеж Леонардо.

5) Леонардо изобрел велосипед

Неправда. В 1974 году историк литературы Аугусто Маринони, читая лекцию на родине Леонардо, в Винчи, продемонстрировал изумленной публике рисунок велосипеда, обнаруженный в сборнике рукописей гения. «Изобретение» растиражировали в книгах по искусству и даже сделали по рисунку модель. Однако эксперты считают, что набросок сделан не рукой Леонардо. Историк искусства Карло Педретти свидетельствовал, что видел эту страницу в 1961 году, и там были две окружности, нарисованные рядом, которые, очевидно, некто впоследствии превратил в изображение велосипеда.


Таким образом, деятельность Да Вичи по сей день остается загадкой, о которой ходим много слухов, возникает много мифов и сказок, поэтому я рекомендую узнавать информацию из проверенных источников, на-пример из книг и журналов.


А теперь в качестве бонуса, я обещала вам рассказать об необычных фактах, связанных с Леонардо да Винчи. (раздаю карточки в произвольном порядке). Кому достались карточки, прочитайте, пожалуйста, по очереди факты, в соответствии с порядковым номером.


Теперь вы знаете еще больше подробностей жизни Леонардо да Винчи.

Самостоятельно читают биографию.





Называют запомнившиеся фразы.




Мона Лиза




























































































Рассуждают, миф это или правда.















































































Читают по карточкам.

Рефлексия

Давайте мы с вами используем полученные знания на занятии и ответим на вопросы. Условие такое: тот кто знает, не кричит, а поднимает руку.


1.В каком году родился Леонардо да Винчи?

(15 апреля 1452 года)

2. Что значит его фамилия Винчи?

(Фамилия его произошла из названия места рождения. Винчи - итальянский город)

3. Кем были его отец и мать?

(Его отец, сеньор Пьеро да Винчи, был богатым нотариусом, а мать «молодая крестьянка» Катерина.)

4. Почему да Винчи стал художником по профессии?

(Будучи незаконнорожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом, а потому в 1466 году отец сделал из него художника)

5. В каком году и в какой стране умер Леонардо?

(Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году.)

6.На фреске «Тайная вечеря» апостолы отличались своими эмоциями, почему? Какую фразу им сказал Христ?

(Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”).

7. Почему на картине «Дама с горностаем» девушка изображена с весьма экзотичным животным, а не с кошкой, на-пример?

(для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны)

8. Леонардо изобрел вертолет и велосипед?

(нет, в его дневниках были найдены чертежи механизмов, наработки, но самих изделий он не изготовил)

9. Какой рукой владел Леонардо?

(Леонардо да Винчи хорошо владел как правой, так левой руками)

10. Памятник да Винчи установили не в его родном городе, а в каком?

(Интересно, что не там, где родился Леонардо да Винчи, установлен ему памятник, а в другом месте – в Милане)


Спасибо, хорошо справились.





Вспоминают пройденный материал.

Подведение итогов

Давайте мы вместе подведем итог. Вспомните, какой вопрос мы задавали вначале занятия. (В чем особенность, уникальность Леонардо да Винчи?) Порассуждайте.


Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и сейчас. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Его можно назвать «универсальный» человек.


Спасибо всем за работу. Можете идти отдыхать.

Его уникальность в том, что он много умел, знал и внес большой вклад в развитие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!