Конспект занятия «Транспорт» по образовательной области «Познание» в старшей группе.
Цель: закреплять знания о видах транспорта, расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт».
Задачи:
Обучающие задачи:
- активизировать и актуализировать словарь по теме “Транспорт”;
- формировать обобщение по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт);
- расширять знания о профессиях людей, работающих на транспорте;
- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме);
- учить префиксальному способу образования глаголов (отъехали, въехали, подъехали и т.д.);
- учить составлять целое из частей (разрезные картинки).
Развивающие задачи:
- формировать умение выделять признак, по которому сгруппирован транспорт;
- развивать зрительное внимание, мышление, память, связную речь детей, тонкую моторику, координацию движений с речью.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки с изображением транспорта, листочки с заданиями, простые карандаши, разрезные картинки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся".
- Ребята, отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей! (Транспорт).
- Правильно! Вы наверно догадались, что тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт».
II. Вводная беседа
Люди с давних времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Какой волшебный транспорт помогал героям сказок передвигаться в пространстве? Ковер-самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.
Все мы помним удивительную самоходную печку. На ней ездил к царю Емеля.
И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом, только волшебным. Но мы с вами поведем речь не о сказочном, а о реально существующем транспорте, который не менее интересен, чем волшебный. Само слово «транспорт» означает — «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Чтобы продолжить наше занятие нам с вами надо переместиться за столы. Тихо проходим на свои места.
III. Основной этап.
- Итак, Мы начинаем. Ребята, посмотрите на доску и скажите, как можно назвать все эти картинки одним словом? Что это? (Транспорт).
-Правильно. А знаете ли вы, какие виды транспорта существуют? (Ответы детей). Хорошо, давайте назовём ещё раз.
- Тот транспорт, который передвигается по воде, называется…(водный). Посмотрите каким значком или эмблемой мы будем его обозначать. Назовите только водный траспорт.
- Транспорт, который передвигается по воздуху называется… (воздушный). Запомните, как обозначается воздушный транспорт. Назовите.
- Транспорт, который передвигается по земле называется …(наземный). Мы его обозначим в виде дороги. Назовите весь наземный танспорт.
- Назовите транспорт, который передвигается под землёй? (Метро).
- Молодцы, ребята! Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны не только отгадать транспорт, но и назвать к какому виду он относится. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (Вертолёт)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет… (Корабль)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовик)
-А теперь попробуйте отгадать транспорт по звуку.
- Я предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили виды транспорта. Возьмите листочки на крае стола.
- Вам необходимо провести линии от каждого транспорта к своему виду. Но, перед выполнением задания разомнем наши ладони.
«Карандашная гимнастика».
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен.
- Молодцы. Приступаем к выполнению задания. (Выполняют)
- Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.
- К какому виду транспорта относится самолёт? К какому символу вы провели дорожку? (и т.д.)
- Молодцы. А вы знаете кто каким транспортом управляет?
Игра «Назови профессию».
- Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.)
- Кто управляет кораблем? (Капитан.)
- Кто управляет поездом? (Машинист.)
- Кто управляет автомобилем? (Шофер, водитель)
- Я вам предлагаю отдохнуть и превратиться ненадолго в водителей. Физкультминутка:
Качу, лечу во весь опор (шагают),
Я сам – шофёр (имитация руля),
Я сам – мотор (круговые движения плечами).
Нажимаем на педаль (сгибают ноги в коленях)
И машины мчаться вдаль (бег на месте).
По дороге прямо ….. ехали,
На горку ……. въехали,
С горки ……. съехали.
К своему дому ……… приехали.
- Садимся на стульчики.
- Молодцы. Ребята, посмотрите на доску. Я ещё раз назову картинки, а вы постарайтесь их запомнить.
- Поиграем в игру «Что изменилось? Чего не стало?».
- Опустили голову, закрыли глаза.
- Скажите, чего не стало? К какому виду транспорта он относится?
- Я верну транспорт на своё место, если вы назовёте его ласково.
- Молодцы.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто чинит транспорт, если он вдруг сломается? (механики).
- У вас на столах в тарелочках лежат картинки с изображением транспорта. Вам необходимо как настоящим механикам починить транспорт и собрать картинки из нескольких частей.
Дети собирают различный транспорт по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.
- Федя, что у тебя получилось? К какому виду транспорта относится? Поднимите руку, у кого тоже получился воздушный транспорт (и т.д.).
IV. Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили?
Какие виды транспорта вы запомнили?
Какое задание показалось вам самым интересным?
Какое задание вызвало у вас затруднение?
- Какие вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Спасибо, все свободны.
Быстрый транспорт городской,
Но особенный такой -
Под землёй вагоны катят,
Места всем доехать хватит…(Метро)