Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В».
Составила учитель-логопед Гришина Е.А.
Цель: знакомство со звуком и буквой В.
Задачи:
упражнять в словообразовании;
развивать фонематический слух, внимание, память;
формировать фонематические представления;
продолжать учить фонематическому анализу;
учить изображать звуки В, Вь на письме буквой В.
Ход занятия.
/дети в начале занятия стоят у своих мест/
Садится тот, кто изменит моё слово так, чтобы получился ответ на вопрос Какой? Какая? Какие?
(повторение пройденного)
берёза (сок из берёзы какой?/ берёзовый)
баклажан (икра из баклажана какая?/ баклажанная)
банан (сок из банана какой?/ банановый)
(пальма на которой растут бананы какая?/ банановая)
брусника (кампот из брусники какой/ брусничный)
берёза (ветка от берёзы какая?/ берёзовая)
билет (касса, где продают билеты какая?/ билетная)
бумага (кораблик из бумаги какой?/ бумажный)
(коробка из бумаги какая?/ бумажная)
Бревно (дом из брёвен какой?/ бревенчатый)
Барабан (палочка от барабана какая?/ барабанная)
Бутерброд (колбаса для бутерброда какая? бутербродная)
Бег (дорожка для бега какая?/ беговая)
На прошлом занятии мы познакомились со звуком Б и буквой Б.
Мы знаем, что звуки бывают гласные и согласные. Звуки мы произносим, а буквы мы что делаем? (пишем).
Сегодня мы познакомимся ещё с одним звуком и поучимся писать ещё одну букву, а вот какую вы сейчас догадаетесь сами, отгадав загадки.
Загадки.
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)
Небесно-синий и пушистый, красивый он, но не душистый. Хоть и в хлебе родится, но в еду не годится. (василёк)
Он чирикает на ветке. Дайте хлебных крошек детке. (воробей)
/отгадки выставляются на наборном полотне в картинках/
Вспомним все отгадки: Волк, Василёк, Воробей. На звук В.
Работа с зеркалом.
Посмотрим на свой рот в зеркало и произнесём громко звук В-В-В, а теперь тихо В-В-В.
Этот звук поётся? Мы можем его долго тянуть? (нет). А что нам мешает? (зубки и губка). Этот звук не поётся значит он какой? (согласный). А согласные бывают какие? (твёрдые и мягкие). Назовём твёрдый согласный В, и мягкий согласный Вь.
Работа со светофором (самодельное пособие).
Определить и показать фишкой место звука в слове, помним, что сначала слушаем твёрдый звук или мягкий, выбираем нужную фишку, а потом ставим её на красный свет светофора, если звук в начале слова, на желтый – в середине, на зелёный –в конце.
Слова: Ворона, Волк, Вьюга, соВа, улоВ, лиВень.
Игра с мячом. /дети выходят из-за столов, в большой круг, взрослый в центре круга/
Придумываем слова на звук В.
Работа с разрезной азбукой.
Мы познакомились со звуком В, а на письме звук В обозначается буквой В.
/логопед показывает у себя на разрезной азбуке букву В/. Найдите у себя в коробочках букву В. На что похожа буква В? (ответы детей).
В – буква очень важная
Воображала страшная
Грудь – колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут. /заучивание втихотворения/.
А теперь возьмём в руки ручку и попробуем написать букву В в воздухе (проговариваем действия, логопед показывает в зеркальном отражении).
Работа в тетрадях.
Откроем тетради на стр……..(выполнение заданий по тетради).
Размещаем букву на панно (паровозик со звуками дети помогают определить её место) повторяем В – согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.
Домашнее задание: нарисовать букву В и на ¼ страницы газеты обвести все буквы В в кружочек.
Занятие окончено /отметить тех, кто хорошо трудился/.