Конспект открытого занятия по развитию речи
«Путешествие в Страну Красивой Речи»
Образовательная область: речевое развитие
Цель: обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания детей об антонимах, активизировать глагольный словарь детей, способствовать согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.
2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление, память.
3. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения между сверстниками, способствовать воспитанию доброты.
Ожидаемый результат: обогащение словарного запаса детей
Образовательная среда: Пластмассовый домик в виде замка, столб-указатель с надписью,5 цветочков- помощников с речевыми играми внутри, наклейки-смайлики.
Ход занятия:
I. Вводно-мотивационная часть.
Приветствие. Вы дружные ребята? Вы добрые ребята? Вы готовы прийти кому то на помощь? Дети: Да!
Воспитатель: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие. Ребята вы любите путешествовать? Дети: Любим!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в Страну Красивой речи. Попадая в эту страну, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, невоспитанные - воспитанными (дети помогают, подбирают антонимы)
Воспитатель: Но, ребята, эта страна стала заколдованной после того, как её жители разучились правильно говорить. И все жители этой страны исчезли. Ребята, поможем её жителям?
II.Основная часть.
Итак, отправляемся в Страну Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре. (слайд №1)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха
Открываем глазки и повторяем за мной:
- У-У-У – я лечу
- О-О-О – далеко
— Ши-Ши-Ши – выше крыши
— Шо-Шо-Шо — хорошо
Воспитатель: — Вот мы и прибыли (дети открыли глаза и увидели замок, слайд №2.)
Посмотрите, ребята, что это? Ворота. –А на воротах –замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери весит замок (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог? (Пальцы в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)
- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)
- Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)
- И открыли! (Расцепить пальцы)
-Ой, ребята, а здесь письмо! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем:
«Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать нам нашу страну»!
- Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце.
Догадались это …. Солнце. (слайд №3)
Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте мы их вместе поищем.
Чтобы расколдовать солнышко нужно выполнить задания, записанные на лучиках, и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
1. Лучик № 1 (Открываем задание и читаем).
- Дорогие гости! Предлагаем поиграть в игру! Игра называется
«Горячий – холодный». (Воспитатель озвучивает правила игры)
Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
веселый - печальный
молодой - старый
сильный - слабый
черный – белый
мокрый - сухой
прямой - кривой
одетый - раздетый
открытый - закрытый
полный - пустой
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №2.
2. Лучик №2. (Открываем задание и читаем).
- Дорогие гости! Для вас следующая игра-испытание!
Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин. Жёлтый – цыплёнок. Зелёный - огурец, лес.
Голубой - лёд.
Синий – колокольчик.
Фиолетовый – баклажан.
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №3.
3. Лучик №3. (Открываем задание и читаем).
Игра «Что происходит в природе?». (Время года на выбор детей). Например, «Осень»
Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Солнце – что делает? - Светит, греет. Трава – что делает? – желтеет.
Ветер – что делает? – Дует, гуляет, подгоняет.
Листья – что делают? – падают, шуршат.
Дождик – что делают? - капает, льет
Птицы – что делают? - улетают.
Медведь – что делает? – засыпает в берлоге.
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Лучик №4.
4. Лучик №4. (Открываем задание и читаем).
Игра «Кто может совершать эти действия?»
Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №5.
5. Лучик №5. (Открываем задание и читаем).
Поиграем в последнюю игру! Игра «Назови предмет с нужным звуком».
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слова, название которых начинается со звука «А» (Дети называют слова).
Воспитатель.
Ребята вы выполнили все задания. Смотрите вот и засеяло наше солнышко (слайд №4)
- Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щечки, носик, ручки, пальчики. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их.
Жители Страны Красивой речи благодарят вас за помощь!
- А нам пора отправляться домой.
Страна красивой речи расколдована! Молодцы ребята!
Жители города говорят вам «Спасибо»
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами сегодня отправились и где были? Какие задания вы выполняли в Стране Красивой речи? Дети: (ответы). Что было особенно трудно? Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.
Воспитатель: Занятие закончено, Молодцы! Спасибо!