Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Состав числа 10 из двух меньших чисел»
Программное содержание. Количество и счет. Упражнять в счете от 1 до 20 в прямом и обратном порядке. Закреплять знания о составе чисел 6 и 10 из двух меньших.
Форма. Закреплять знания о геометрических фигурах. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение. Развивать речь.
Ориентировка в пространстве. Развивать внимательность, совершенствовать умение ориентироваться на клеточной бумаге, различать левую и правую руки.
Ориентировка во времени. Закрепить знания весенних месяцев.
Образовательная область Познание
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевое развитие.
Предшествующая работа: знакомство с составом чисел первого десятка, решение арифметических задач на наглядной основе, логические игры «Какая фигура лишняя», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает»; выкладывание рисунков с помощью палочек Кюизенера, математические диктанты.
Оборудование.. Демонстрационный материал: Два гномика, математическая лесенка, 7-8 разных игрушек для игры «Магазин», набор цифр (ценники, для выкладывания примеров) и знаков, наборное полотно на стойке, два круга с цифрой 5 и три круга с цифрой 2 (односторонние). Карточки для игры «Что лишнее?», рисунок на формате А4 – ключ к математическому диктанту.
Раздаточный материал. Набор палочек Кюизенера на каждого ребенка, линейки, по ½ листа в клетку для математического диктанта, простые карандаши.
Ход.
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель обращает внимание на гномиков. Они просят, помочь им сходить в магазин, а то они не умеют считать.
Воспитатель предлагает детям посчитать от 1 до 20 и обратно. Гномы радуются и спрашивают: «А деньги дети тоже умеют считать?»
Далее идет работа возле наборного полотна. «На верхней полоске деньги грустного гномика, а на нижней – деньги веселого гномика. (Круги на панно стоят обратной стороной и цифры не видны.) Сколько монет у каждого гномика? У кого больше? Можно ли сказать, что и денег у веселого гномика больше? Почему?»
– Сколько денег у грустного гномика? У веселого? Запишите на доске решение с помощью цифр и знаков.
Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание детей на витрину магазина (счетную лесенку). –
Какую игрушку может купить веселый гномик? Возьмите цветные числа и покажите число 6. –
Какую еще может купить этот гномик игрушку? Найдите и покажите число 5. Положите ее ниже фиолетовой палочки. Сколько дадут сдачи веселому гномику? А если игрушка стоит 1 рубль, сколько тогда получит сдачи веселый гномик? Значит, шесть – это пять и один, один и пять. –
Какую еще игрушку может купить веселый гномик? Найдите и покажите число 4. Сколько дадут сдачи веселому гномику? А если игрушка стоит 2 рубля, то веселый гномик получит … сколько? Значит, шесть – это четыре и два, два и четыре.
Какую еще игрушку может купить веселый гномик? Сколько дадут сдачи веселому гномику? Значит, шесть – это три и три. Давайте еще раз скажем гномику, какие игрушки может он купить. Из каких двух чисел можно составить число 6? –
А теперь составьте число 10 из двух меньших. –
Как составил ты, Саша, число 10? Ваня? Маша? –
Молодцы! Гномики хотят с вами поиграть.
Игра «Какая фигура лишняя?»
Примерный ответ: «Лишняя первая фигура, потому что она желтая, а вторая и третья – красные; лишняя вторая фигура, потому что она большая, а первая и третья - маленькие; лишняя третья фигура, потому что она квадратная, а первая и вторая – круглые».
Веселый гномик хочет купить игрушку, которая находится слева от Кроша. Что за игрушка?
Грустный гномик хочет купить игрушку, которая находится справа от кроватки. Что за игрушка?
Физминутка
Сколько раз я топну ножкой, столько хлопнем мы в ладошки.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим.
Мы присядем столько раз, сколько мячиков у нас.
Повернемся столько раз, сколько кубиков у нас.
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько мальчиков у нас? –
Возьмите листочки и карандаш красная полоса должна быть слева, а точка вверху. Поставьте карандаш в точку.
7 – 1 – 7 – 1 –
1 – 1 – 1 – 1 –
4 – 1– 1 – 1 –
1 – 1 – 1 – 1 –
1 – 1 – 1 – 1 –
1 – 4 – 1 – 1 –
1 – 1 – 1 – 1 –
– Что у вас получилось? Раскрасьте букву М. какие месяцы начинаются на эту букву? К какому времени года относятся март и май? Какие еще времена года вы знаете? Назовите их по порядку, начиная с весны.
– Что мы сегодня делали?
– Кому мы помогли?
– У вас все получилось, потому что вы умеете работать с цветными числами, хорошо считаете, знаете фигуры, левую и правую руку. Вы у меня молодцы!