Конспект занятия в старшей группе
«Что мы знаем о воде?»
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Изготовление панно «Кому нужна вода».
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: превращение снега в воду; воды в лед.
Беседы: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».
Материалы и оборудование: Плакат «Кому нужна вода?» оборудование для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, гуашь (красная, синяя), ложечки, символы, обозначающие свойства воды; эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
Ход занятия.
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его пригласила к нам и сказала, что мы сможем ему помочь.
- Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним.
- Ребята, а что такое вода? (Ответы детей). Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой (ответы детей). Проходите к столам.
Опыт № 1 «Вода это жидкость». Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
- Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)
- Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная» На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
- Какого цвета молоко? (белого).
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет). Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
- Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.
- Я сейчас добавлю в воду гуашь и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
- Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).
- Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3 (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).
- Давайте проведем с вами опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус? (ответы детей).
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
- Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем – нибудь? (нет)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.
- Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (ответы детей). Попробуйте дома проделать такой опыт, о том, что произойдет вы расскажите всем детям.
- А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня говорили много о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем Незнайке, для чего нужна вода и кому. (работа с плакатом «Кому нужна вода»).
- Молодцы, ребята. Ну что, Незнайка, узнал что – нибудь новое о воде?
Незнайка: Да! Только это трудно запомнить.
- А ребята тебе еще раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):
Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
Вода – бесцветная
Вода - безвкусная
Вода не имеет запаха.
- Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужна вода и как мы ее используем? (пьем, моем руки, стираем, купаемся, поливаем цветы и т. д.)
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я все знаю о воде.
- А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран.
Незнайка: А зачем ее беречь. Вон сколько воды!
- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить очищенную воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы ты Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Полотенце – в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Может заболеть живот.
Так, что дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
- Наше занятие подошло к концу. Молодцы!