СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию "Мальчики и девочки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявление и закрепление понятий ребенка о себе как представителе определенного пола; формирование понятий о положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек, представлений о дружбе.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию "Мальчики и девочки"»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

ФИО: Коршунова Елена Владимировна


Образовательные области: социально-коммуникативное развитие,

гендерное воспитание


Возрастная группа: старшая группа


Тема занятия: «Путешествие в страну мальчиков и девочек»


Цель занятия: выявление и закрепление понятий ребенка о себе как представителе определенного пола; формирование понятий о положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек, представлений о дружбе.


Задачи занятия:

Образовательная:

- закреплять понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я», первичные гендерные представления (мальчики сильные, девочки нежные и пр.) Продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек;

- закреплять умение классифицировать предметы, игрушки по гендерным признакам. Способствовать развитию умений  в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от пола, по набору предметов делать умозаключения.

Развивающая: развивать инициативную речь во взаимодействии со взрослыми и детьми. Продолжать расширять и активизировать словарь детей. Уточнять названия предметов одежды, игрушек, предметов быта. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитательная: воспитывать культуру дружеских отношений в детском  коллективе; способствовать формированию познавательного отношения к себе и своим друзьям. Формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим. Дать каждому ребёнку возможность ощутить свою индивидуальность, ценность своей личности. Укреплять у детей чувство взаимной симпатии и дружбы. Воспитывать интерес и уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: развитие слухового внимания, памяти; закрепление умения находить лишний предмет и объяснять почему он лишний

Игровая задача: расширять и пополнять словарный запас; развивать творческое воображение; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

Игровые действия: внимательно слушать педагога и выполнять необходимые речевые действия

Игровые правила: досказать слово в конце строки; внимательно слушать задание и выполнять его, отвечать на вопросы по очереди, друг друга не перебивать


Словарная работа: женственный, мужественный, смелый, вежливый, хоккеист, парикмахер, сударь, сударыня, джентельмен, леди.


Планируемый результат занятия: дети выполняют задания в виде словесных дидактических игр, с помощью картинок презентации, чтобы уточнить представления о различии и сходстве мальчиков и девочек, освободить королевство от чар злого волшебника.


Подготовительная работа: составление технологической карты, разработка дидактической игры на ИКТ оборудовании,

Беседы «Мои родные и я», «Что значит быть вежливым?», «Правила этикета для мальчиков и девочек», «Мы разные», «В детском саду много девочек и мальчиков». Игровые упражнения «Кто я?», «Мое имя», «Давайте познакомимся», «Кто есть кто», «Назови по имени». Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская» и т.д. Чтение художественных произведений. Заучивание стихов и песен о дружбе.


Материалы и оборудование: цветок, альбомные листы, простые карандаши, восковые мелки, телевизор, презентация, стихотворения, песня «Из чего же?»


Ход занятия:


Приветствие

(дети стоят в кругу, взявшись за руки)


Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера.


Воспитатель:

Сначала, мы со всеми поздороваемся и немного поиграем.

Как вы думаете, а как поздоровались бы мальчики? (пожали руку, помахали)

Хорошо, а как поздоровались бы девочки? (поцелуйчиками, помахали, обнялись)

Давайте поздороваемся друг с другом и нашими гостями.

Воспитатель:

Посмотрите вокруг и скажите, кого вы видите рядом с собой? Кто находится сейчас в нашей группе? (Люди, дети). Правильно, мы все – люди. А вы – дети. Скажите, а какие бывают дети? (Большие и маленькие, полные и худые, грустные и весёлые и т.д.). Совершенно верно, дети бывают самые разные, но каждый из вас обязательно мальчик или девочка. Вы со мной согласны? (Да).

Гимнастика для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть – закрыть глаза

Нужно глубоко вздохнуть – глубокий вдох с закрытыми глазами

Глаза по кругу побегут – открыть глаза, круговые движения

Много-много раз моргнут – частое моргание

Глазкам стало хорошо – легкое касание пальцами закрытых глаз

Увидят мои глазки все - глаза распахнуты, широко улыбнуться

Воспитатель: 

Ребята, я знаю, что все мальчики и девочки любят  сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю, что даже каждый взрослый мечтает очутиться в сказке. Предлагаю вам отправиться в сказку, но прежде я расскажу вам одну историю.

Много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране царил повсюду мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они  жили дружно и весело и никогда не ссорились. Но однажды, над страной пролетал злой волшебник. Задумал он разлучить их. И поставил между мальчиками и девочками высокую, каменную стену. Так появилась страна мальчиков и страна девочек.

Как, помочь им объединиться в одну общую дружную страну? (победить волшебника, разрушить стену).

Стена очень крепкая и, чтобы разрушить её, нужно выполнить сложные задания. Вы готовы?

Подумайте и скажите, чем отличаются мальчики и девочки? (Внешностью – причёской, одеждой, поведением, характерами, мальчики не носят платья, юбки, играют с машинками, в войну, в хоккей, в футбол, они сильнее, смелее). Вы ребята, конечно же правы, но есть и женщины – хоккеисты, футболисты, космонавты, боксеры. А в некоторых странах мужчины носят длинную до пола одежду. Лучшие повара, парикмахеры, врачи – мужчины. Наши девочки очень любят катать машинки, строить дома из кубиков, а мальчики катают кукол в колясках, готовят и накрывают на стол.

Мальчики – будущие мужчины, а девочки – будущие женщины. Во многом они отличаются друг от друга. Их даже называют по-разному.

Давайте поиграем. Я буду говорить слово, каким называют мальчиков или мужчин, а вы будете говорить, как называют девочек или женщин. Итак:

Принц – принцесса

Брат – сестра

Юноша – девушка

Царь – царица

Дедушка – бабушка

Сударь – сударыня

Джентельмен – леди

Муж – жена

Сосед – соседка

Друг – подруга

Папа – мама

Ребята - девчата

Молодцы, вы хорошо знаете, как называют мужчин или женщин. А знаете ли вы о том, что бывают даже мужские и женские праздники. Как вы думаете, какие праздники считаются мужскими? (День защитников Отечества, День танкиста, День пограничника, День десантника, День шахтёра, День авиации, День шофёра, День нефтяника и другие). А какие праздники называют женскими? (День Матери, 8 марта, День воспитателя, День медицинского работника, Всемирный День красоты). В мужские праздники мы говорим о смелых, сильных, мужественных людях. А в женские праздники мы говорим о доброте, ласке, внимании, заботе, красоте.

Динамическая пауза:

Все люди разные, но в чём-то они бывают похожи. Давайте теперь поиграем в игру, которая называется «Все – некоторые – только я». Сейчас все, к кому будут относиться мои слова, должны быстро встать со стульчика и сделать шаг вперед. Попробуем?

- Все девочки…

- У кого сегодня хорошее настроение…

- У кого полосатые носки…

- У кого есть старшая сестра…

- Кто любит шоколад…

- Кто умеет песни петь…

- Кто любит кататься с горки…

- Кто любит мультики…

- Все мальчики…

- Кто носит шапку зимой…

- Кому 5 лет…

- У кого есть друзья…

Конечно же, ребята, внешне мы отличаемся друг от друга: у нас разные причёски, одежда и игрушки, у нас не похожие лица и характеры. Но нам всем одинаково нужно добро, внимание, забота, нежность и любовь, дружба, поэтому давайте дарить эти прекрасные чувства друг другу.

Физминутка:

Девочки и мальчики – руки на пояс

Прыгают как мячики –прыжки

Ножками топают – топанье

Ручками хлопают – хлопки

Глазками моргают – руки на пояс, моргание

После отдыхают – руки вниз

Воспитатель: Давайте рассмотрим на картинке (на телевизоре) чем любят заниматься девочки? (прыгать со скакалкой, укладывать куклу спать, кормить куклу, рисовать карандашами, танцевать, делать гимнастические упражнения, стряпать из теста, кокетничать, воображать, поливать цветы и т.д.)

А теперь чем любят заниматься мальчики? (ловить рыбу, играть в футбол, строить из песка, кататься на велосипеде, играть в военные игры, маршировать, стучать на барабане и т. д.)





Воспитатель:

А сейчас давайте поиграем в игру «Я люблю». Слушайте внимательно, затем исправьте свою ошибку.


Игра: воспитатель называет предложение-утверждение, а дети- если согласны, отвечают- Да, да, да! Если же не согласны - Нет, нет, нет!

1. Девочки любят играть в куклы!

2. Мальчики любят играть в машины

3. Девочки любят забивать гвозди

4. Мальчики любят носить бусы

5. Девочки любят играть футбол

6. Мальчики любят завязывать бантики

7. Девочки любят обижаться

8. Мальчики любят жаловаться

9. Девочки и мальчики любят есть конфеты

10. Девочки и мальчики любят получать подарки


Воспитатель

Девочки вырастут умными, добрыми, заботливыми, ласковыми как их мамы, поэтому они играют в куклы, мягкие игрушки, кухонную посуду. Мальчики врастут умными, сильными, храбрыми, смелыми как солдаты и их папы, поэтому они играют в солдатики, ездят на машине, они будущие защитники нашей Родины.




Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». 

Нужно внимательно слушать и подобрать правильное по смыслу слово и вы узнаете почему такие разные. Но будьте очень внимательны, ведь загадки – обманки.

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только…(девчонки)

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане только у…(мальчишки)

Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки)

При встрече помериться силенкой, конечно, любят лишь…(мальчишки).



Дыхательная гимнастика:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Подуем на живот

Как трубка, станет рот,

Ну, а теперь — на облака

И остановимся пока»



Воспитатель:

Конечно, мальчики и девочки отличаются друг от друга и с этим нужно всегда считаться и помнить об этом. Давайте послушаем, что расскажут о себе наши мальчики.



Пусть плачут сосульки и ржавые ведра,

И мокрые шляпы: кап, кап.

Но ведь мы мужчины, реветь без причины

Нельзя нам по чину никак!



Пускай синяки, фонари, даже шишки,

Нельзя нам заплакать никак.

Ведь мы же мальчишки, а значит, мужчины.

Мы слез не покажем никак.



А теперь девочки расскажут о себе.



Мы девчонки – это значит, скромные, приятные

И во всех своих делах очень аккуратные.

А поплачем мы немного – это не считается,

Потому что мы девчонки.

Это нам прощается.



Игра «Лишнее имя»

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Лишнее имя». Я назову 4 имени, послушайте их внимательно и назовите лишнее, по вашему мнению, имя. Почему это имя лишнее?

- Толя. Оля, Полина, Яна.

- Коля, Толя, Петя, Даша .

- Вика, Дима, Зина, Нина.

- Маша, Даша, Дима, Катя.





Воспитатель:

Сейчас я хочу посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны. Давайте, поиграем в веселую игру «Правда или нет». (встать в круг

Я буду говорить утверждение, если, правда – вы хлопаете в ладоши, если нет – качаете головой.

- Мальчик, когда вырастет, станет мамой;

- Девочки играют в куклы;

- Мальчики носят брюки;

- Девочка, когда вырастет, станет мужчиной;

- Мальчики играют в солдатиков;

- Девочки любят украшения;

- Мальчики одевают платья;

- Девочка подстриглась и стала мальчиком;

- Мальчики любят краситься;

- Девочки любят играть в дочки-матери;

- Мальчик лёг спать и проснулся девочкой;

- Девочки любят драться и ругаться;

- Мальчики носят косички и бантики;

- Девочки ласковые и нежные.

Дидактическое упражнение «Волшебный цветок». (встать в круг)

И еще одно задание. Давайте посмотрим, умеют ли дети в нашей группе говорить комплименты. Только комплименты для мальчиков и для девочек должны быть разными. Подумайте, что будет приятно услышать мальчикам, а что - девочкам. Вот вам волшебный цветок – передавайте его по кругу и говорите друг другу комплименты.

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе – хлопают в ладоши

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим – сгибают пальцы в кулачок

Маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5 – поочередно соединяют пальцы обеих рук

Будем вместе мы играть.

Дружно за руки возьмемся – берутся за руки

И друг другу улыбнемся – улыбаются друг другу

Воспитатель:

А теперь я вам предлагаю нарисовать мальчиков и девочек нашей группы.

(Работа детей за столами)

Давайте рассмотрим ваши рисунки.

Воспитатель:

Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями, победили злого волшебника и стена разрушилась. Девочки и мальчики опять вместе будут жить в одной стране, будут дружить, помогать друг другу.

Давайте в заключение споем песню «Из чего же» (слова Я.Халемского, музыка Ю.Чичкова).



Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!