СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 5-х классов «Волшебство слов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 5-х классов «Волшебство слов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 5-х классов «Волшебство слов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку для обучающихся 5-х классов «Волшебство слов»


Тип урока :обобщение и закрепление изученного материала

Форма урока : урок-игра

Цели деятельности учителя : создание условий для решения учебной задачи в увлекательной игровой форме

Задачи образовательные: работа со словом как единицей информации языка; рассмотреть лексические, морфологические, фонетические  особенности слов

Развивающие: развивать коммуникативные, информационные, межличностные компетенции, творческие способности, логичность в суждениях; уметь применять и  намечать задачи деятельности, работая в группах

Воспитательные: воспитание эстетического восприятия слова, любовь и развитие интереса в изучении родного языка.

Планируемые результаты и уровень усвоения в соответствии с ФГОС

Предметные: распознают понятие слова и его особенности, изученные в разделах «Лексика», «Фонетика», «Морфология»

Метапредметные:

ЛУУД: дают адекватную самооценку, проявляют любознательность и динамично решают учебную задачу

ПУУД: осознанно строят речевые высказывания, решают ребусы со словами

РУУД: сравнивают результат своей деятельности с заданным эталоном

КУУД: стремятся устанавливать доверительные отношения , работая в группах

                                                                                       ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Добрый день всем  участникам и гостям сегодняшней встречи!!!!

Сегодня у нас необычное занятие, которое называется «Магия слов». И поэтому все присутствующие здесь немножко волшебники и маги. Одним из условий нашей встречи было, чтобы не спугнуть МАГИЮ, придумать себе волшебное имя, итак, давайте познакомимся!  Сегодня мое имя Макошь - это славянская богиня мудрости, плодородия, иначе её  называли еще искусница.

Представляются дети.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе .

Сегодня вы будите работать в группах, вам необходимо выбрать Главного мага, советника, мудрецов, писаря. Итак, все роли распределены, можно отправляться в путь по лабиринтам слов. Цель нашего путешествия: проникнуть за пределы обычного и хорошо известного в русском языке. Задача- проявить сообразительность в прохождении лабиринтов, а так же доброжелательность и уважение, работая в командах. Сегодня не просто команды, а кланы магов-волшебников. Соревнуясь в блестящих способностях, самые активные маги будут удостоены орденами отличия: ОРДЕН  МУДРОСТИ ВОРОНА - наивысшей степени, ОРДЕН НАХОДЧИВОСТИ  - второй степени, ОРДЕН КРЕАТИВНОСТИ третьей степени. Каждый участник, а так же уважаемые наимудрейшие судьи и гости нашего путешествия получат  сертификаты «ХРАНИТЕЛЕЙ ДОЛИНЫ СЛОВ». Итак, начинаем «волшебить»…Вначале проведём небольшой тренинг по технике речи, используя марсианский язык. Я задаю вопрос, вы отвечаете…

Я :«СКИ_СКЕ_СКА?»

Д.: «СКО_СКУ_СКЫ!»

Я: «СКО_СКУ_СКЫ??»

Д,: «СКИ_СКЕ_СКА!!»

Я: «СКИ_СКЕ_СКА_СКО_СКУ_СКЫ????»

Д.: «СКИ_СКЕ_СКА_СКО_СКУ_СКЫ!!!»

Язык человека-это самое удивительное явление в жизни человеческого общества! Развитие магии слова было бы невозможным без знаний!

  1. Внимание, первое испытание «Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ» необходимо превратить имена нарицательные в имена собственные, например: вкусный изюм, и есть такой город Изюм в Харьковской обл. ( за каждый ответ один кристалл)

1.ароматная роза…      ( девушка Роза)

2.плодородная земля  (планета Земля)

3.горный орёл  (город Орёл)

4.цирковая медведица (созвездие Большая Медведица)

5.папа купил волгу (река Волга)

6.я надул шарик (щенок Шарик)

7.мама испекла колобок (русская народная сказка «Колобок»)

8.сонями называют тех, кто долго спит ( женское имя Соня)

9.прибрежный маяк (магазин «МАЯК»)

10.любовь к чтению (женское имя Любовь)

Вывод: имена существительные нарицательные -это слова, которые служат общим понятием для множества слов, а превращаются в собственные, если называют единичный предмет, выделяемый из однородного.

  1. Мы отправляемся на загадочную «ПОЛЯНУ МОЛЧАНИЯ»

На столах лежат волшебные свитки с заданиями. Необходимо найти слова и правильно расставить ударения. Маги должны правильно  произнести слова, в которых ударение падает на второй слог.

БАЛУЕШЬ  ДЕПО ДЕФИС ЗВОНЯТ КВАРТАЛ КРАСИВЕЕ ТОРТЫ ТУФЛЯ НАЧАТЬ ФОРЗАЦ ЩАВЕЛЬ ЧЕЛО

ВЫВОД: ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ правильно произносить слова необходимо пользоваться каким словарем? орфоэпическим!

  1. Мы движемся дальше по ТРОПИНКЕ «ТУДА-ОБРАТНО».

Здесь встречаются совершенно удивительные слова, которые можно читать в любом направлении. Называются они ПОЛИНАНДРЫ, недаром их так любили многие известные поэты например В.Брюсов «АТАКА ЗАКАТА», А.Толстой «А роза упала на лапу Азора»  есть и такие слова: ШАЛАШ,ТЕЧЁТ ,НЕЖЕН

Вам надо подобрать пару, чтобы прочитав наоборот, получилось тоже слово

1.КОТ-…

2.ТРОС-…

3.АПОРТ-….

4.ПОРТ-….

 5.РОМ-….

6.Милан-…

7.дорог-…

8.ВОЗ-…

9.КИТ-….

10.ЛИХ-….

  1. ВОТ  по этой тропинке мы добрались до « РОЩИ ОМОНИМОВ»

 Интересное место, здесь на веточках деревьев живут слова-омонимы разных частей речи ОМОНИМЫ- ЭТО слова разные по значению, но одинаковые по написанию и произношению. Докажите, что приведённые слова могут быть разными частями слова: ЗЛО;ДОБРО; ПЕЧЬ; ЗНАТЬ; МОЙ; КЛЕЙ; ТРИ .

  1. А СЕЙЧАС НАЧИНАЕТСЯ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

 Вы спросите ЧТО?... «ОХОТА НА СЛОВА-ОМОФОНЫ» (звучит волшебная музыка) Представьте, что мы перенеслись в в Хогвартс Сириуса, здесь по всей комнате разлетелись слова- не слова, не поймешь что. Вообще-то это корни ,оставшиеся от слов, хотела вас познакомить со словами-омофонами, а они взяли и разлетелись. ЭТО СЛОВА,КОТОРЫЕ ЗВУЧАТ ОДИНАКОВО,НО ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ И ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.   НАПРИМЕР, ЭТО ЯВЛЕНИЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ В ПОЭЗИИ  . В.Брюсов написал шуточное стихотворение  «Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?»

А водитель: «Денег с такс не берём совсем, вот так-с!»

МАК-МАГ

ПО ОДНОМУ К ДОСКЕ ДОПИСАТЬ ПАРУ

ПОРОГ-

ПЛОТ-

ТУШ-

ЛУК-

БАЧОК-

РОК-

ПОСВЯТИТЬ-

СТОК-

КОТ-

ГРБ-

ПРУТ-

ВОДИЦА-

ПЕРЕНОСИТСЯ-

ВЕЗТИ-

  1. Вот и добрались мы до последнего испытания  «Магический остров СОГЛАСНЫХ»

Считается, что согласные - самодостаточные  буквы, и без гласных вполне можно понять текст. Попробуем  так ли это? Уверена, что магам уж точно такой способ должен быть доступен!
Ниже приведены стихотворные выдержки из известных произведений русских поэтов, романсов, детских песенок, басен.
Здесь не встречаются слова, состоящие только из гласных. Каждая фраза начинается с заглавной буквы. Если не так - значит заглавная буква была гласной.
Ответы пишите с теми знаками препинания, как дано в основной фразе.
Если не получается разгадать, то попробуйте произнести приведённый набор согласных. В некоторых случаях слово угадывается. Дополнительный балл даётся, если угадаете произведение из которого приведены эти строчки.

  1. Кгд в тврщх сглсь нт, н лд х дл н пйдт

(когда в товарищах согласья нет, их дело не пойдёт И.А. Крылов  басня «Лебедь, Рак и Щука»)

  1. Прлтт вдрг влшбнк в глбм вртлт

(прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте песенка «Я играю На Гармошке»)

  1. Вдь бл схвтк бв, д гврт щ кК

(ведь были схватки боевые, да говорят ещё какие  М.Ю.Лермонтов «Бородино»

     4.Нш Тн грмк плчт

          (наша Таня громко плачет стихотворение А.Барто)

  1. Тчк, тчк, зпт – вшл ржц крв

(точка, точка, запятая –вышла рожица кривая      детская песенка )

    6.Сп, м рдсть, сн, в дм пгсл гн

      (спи, моя радость, усни, в доме погасли огни        Детская колыбельная)

   7. Сквзь влнст тмн прбртс лн

    (сквозь волнистые туманы пробирается луна А.С.Пушкин «Зимняя дорога»)

  1. Вот мы и закончили на сегодня путешествовать по лабиринту «Магия слов»

Прошу  старейшин огласить вердикт, чья команда магов оказалась самой мудрой, самой сплочённой,  самой дружной. Вручаются ордена победителям.

Уважаемые маги, подведём итог:

  • ЧТО ПОВТОРИЛИ?

  • ЧТО УЗНАЛИ?

  • ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!