ГОУ ЛНР «БЕЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Разработка занятия по внеурочной деятельности.
Декоративно-прикладное искусство.
Руководитель: учитель Ярута Г.В.
Тема: Работа с тканью. Изготовление аппликации кинусайга.
«Алые паруса»
Цель:
Расширение творческих способностей обучающихся посредством знакомства с одним из видов декоративно – прикладного творчества и приобретение практических навыков изготовления аппликации из ткани.
Задачи:
Обучающие:
Расширение знаний обучающихся о различных видах аппликаций из ткани.
Обучение технологии изготовления аппликации из ткани.
Приобретение навыков работы с тканью.
Развивающие:
Развитие образного мышления и творческой активности.
Развитие художественного и эстетического вкуса.
Развитие мелкой моторики рук.
Повышение общекультурного уровня.
Воспитательные:
Побуждение и развитие мотивации обучающихся к трудовой деятельности.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности в выполнении работ.
Воспитание самостоятельности, инициативности.
Оснащение:
ноутбук, образец аппликации из ткани.
Методический материал:
презентация к мастер-классу, «Декоративно-прикладное искусство. Кинусайга»
Дидактический и раздаточный материал:
готовые работы, выполненные педагогом;
технологическая карта изготовления аппликации из ткани;
образцы изделий в сборе и в деталях;
Используемые материалы и инструменты:
Технологическая карта изготовления аппликации из ткани. Кинусайга.
Приложите шаблон к пенопласту, закрепите его иголками.
С помощью зубочисток проколите рисунок по контуру.
Снимите шаблон , обведите проколы простым карандашом.
Сделайте углубления по линиям рисунка до середины толщины пенопласта.
Нарежьте ткань на полосы нужного размера с запасом пол сантиметра.
Прикрепите лоскуток ткани, заправляя её края в прорези, используя пилочку.
Заполните всю картину таким образом.
Ход занятия
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята!
На занятиях кружка мы знакомимся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Вот и сегодня познакомимся с одним из них.
- А техника, с которой мы сегодня познакомимся, называется кинусайга.
Современность, старина
В этой технике видна.
Станет интерьер уютным -
Роскошь в технике лоскутной.
Лоскуточек к лоскутку
На квадраты поделю,
Совмещу оттенков цвет,
Получается - букет.
Кинусайга это разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани. Кинусайга – интересное искусство, с помощью которого можно декорировать подарки или создавать красивые сувениры.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- А где мы можем взять лоскутки?
- Как можно использовать лоскутки?
- Посмотрите презентацию «Декоративно-прикладное искусство. Кинусайга»
Слайд 2
Кинусайга была придумана не во времена древних императорских династий, а совсем недавно: в 80-е годы XX века. Японская мастерица Маэно Такаши создала оригинальный способ избавляться от старых кимоно: она просто начала делать из них удивительные картины.
Слайд 3-6
Европейский пэчворк без иголки, или техника кинусайга, имеет свои отличительные черты:
прикладной характер изделий. Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;
Слайд 7
различные виды тканей. Помимо традиционного шелка, используют хлопчатобумажные и льняные ткани, тонкий флис, бархат. Это позволяет сделать вещи более фактурными и интересными;
Слайд 8
дополнительные элементы декора. Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера хэндмейда решили, что различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.
- А я хочу рассказать вам одну историю о девочке Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила в деревушке Каперна со своим отцом — моряком Лонгреном. Отец, человек замкнутый и нелюдимый, после отставки стал делать и продавать игрушки — искусно изготовленные модели парусников и пароходов, чтобы заработать себе и маленькой дочери на жизнь. Однажды, когда Ассоль было восемь лет, он отправил её в город с новыми игрушками, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шёлковыми парусами. Дорога шла через лес. Девочка спустила кораблик в ручей. Поток понёс его и увлёк к устью. Ассоль побежала за уплывшей игрушечной яхтой и увидела незнакомца, державшего в руках её кораблик. Это был старый Эгль — «собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Он отдал игрушку Ассоль и поведал о том, что пройдут годы, и, когда она вырастет и станет взрослой, за ней однажды на таком же корабле под алыми парусами приплывёт принц и увезёт в далёкую страну…
- А если вы хотите узнать, чем окончилась эта история, прочитайте книгу Александра Грина «Алые паруса».
Мы с вами создадим сегодня панно на тему «Алые паруса».
Для работы вам понадобится:
Этапы работы
Приложите шаблон к пенопласту, закрепите его иголками.
С помощью зубочисток проколите рисунок по контуру.
Снимите шаблон , обведите проколы простым карандашом.
Сделайте углубления по линиям рисунка до середины толщины пенопласта.
Нарежьте ткань на полосы нужного размера с запасом пол сантиметра.
Прикрепите лоскуток ткани, заправляя её края в прорези, используя пилочку.
Заполните всю картину таким образом.
Практическая работа
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
4. Не режьте ножницами на ходу.
5. Не подходите к товарищу во время работы.
6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Техника безопасности при работе с зубочисткой
Хранить зубочистки нужно в коробочке.
Нельзя брать зубочистки в рот.
Руки во время работы держать на весу, сидеть прямо и не подносить зубочистки близко к глазам.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
-С какой техникой работы познакомились?
- Что еще можно изготовить из цветных лоскутов тканей?
- Какие умения необходимы, чтобы выполнить аппликацию?
- Что вы узнали про алые паруса?
В морской дали взметнулись паруса,
Как крылья неземной какой-то птицы,
И воплотилась в жизнь Ассоль мечта,
И эта сказка снова повторится.