СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности во 2 классе «Слово одно, а значений несколько»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности во 2 классе «Слово одно, а значений несколько»»

Тема: «Слово одно, а значений несколько»

Класс: 2

Направление: общеинтеллектуальное «Удивительный мир слов»

Цель: познакомить с многозначными словами.

Задачи:

Образовательная: научить употреблять многозначные слова, использовать их для построения предложений, связного текста; овладевают речевой техникой в ситуациях учебного и бытового общения.

Развивающая: развивать связную устную речь учащихся, логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать орфографическую зоркость и восприятие на слух.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам своего учебного труда , позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

УУД:

-познавательные УУД: формируем умение осознанно строит речевые высказывания в устой форме; осуществляет анализ, синтез, обобщение; находит и воспринимает информацию, представленную разными способами.

-регулятивные УУД: формируем умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, работать в группах..

-коммуникативные УУД: формируем умение участвовать в совместной работе, адекватно выбирать слова в соответствии с целью высказывания, слушать и понимать других.

-личностные УУД: формируем умение придерживаться в поведение социальных норм, проявлять уважение к иному мнению.

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

-Здравствуйте, ребята. Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы высказыванием о русском языке А. Толстого:

« Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня под колыбельную».

- С чем сравнивает писатель русский язык?

1.Чтение стихотворения учителем.

-О каком море говорится в стихотворении?

Всему название дано:

И зверю и предмету

Вещей кругом полным – полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –

Над нами, и под нами.

И всё, что, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова …

Язык и стар, и вечно нов

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно.

- А знакомит нас со всеми словами в русском языке раздел «Лексика», которую можно сравнить с морем, а, возможно, и с океаном слов.

-И мы сегодня отправляемся в научную экспедицию по стране слов «Лексика».

-В ней много городов. В некоторых мы уже побывали. Вспомним, кто живет в этом городе?

(На карте поочерёдно открываются города: Синоним, Антоним, Фразеологизм.)

-Из словаря хорошего настроения выберите и назовите слова - синонимы. Они очень дружны.

-Назовите второй город и назовите жителей в нем.

- Приведите примеры антонимов.

-Назовите третий город и назовите жителей в нем.

- Составьте фразеологизмы с помощью карточек, где записана первая часть фразеологического оборота и картинок. Работают в 4 группах

1 группа.

Голоден как ... волк

Труслив как …. заяц

Здоров как ……бык

2 группа

Надут как …… индюк

Болтлив как ……сорока

Хитер как…….. лиса

3 группа

Нем как …….рыба

Упрям как….. осёл

Изворотлив как …. Уж

4 группа

Колючий как….. ёж

Грязный как …… свинья

Мокрый как …..курица

-В стране «Лексика» живут пословицы и поговорки. Соедините части пословиц.

Без труда ……..не вытащишь и рыбку из пруда.

Век живи…….. век учись.

-Объясните их значение.

- Зачем же нам надо знать и уметь определять лексическое значение слов, применять в своей речи?

-Над этим мы будем работать сегодня на уроке.

- Но на карте есть ещё один незнакомый город. Как называется – мы узнаем на сегодняшнем занятии.

-Какие же ещё задачи в ходе экспедиции будем решать?

Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.





-С радугой после ливня, со стрелами, с песней.


















-О море слов.








Классифицируют слова по тематическим группам.


Называют слова-синонимы.

-Антонимы.

Называют слова-антонимы.

-Фразеологизм.

Работают в группах. Составляют фразеологизмы. Выполняют проверку, выполненной работы.


















Соединяют части пословиц и объясняют их смысл.





-Чтобы речь была красивой, интересной.




-Узнаем название города, познакомимся с его жителями и, если они дружелюбны, добры, то подружимся.

Основная часть

-Чтобы войти в новый город, надо прочитать стихи и объяснить значение слов.


Ученики читают стихи И. Токмаковой «В чудной стране» и объясняют значение слов язычок, глазок, горлышко, ножка. Поводим к тому, что эти слова имеют не одно значение.

1ученик.

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

2уч.

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

3уч.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

4уч.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

5уч.

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране …

Ты почему не веришь мне?

-А какие ещё значения у этих слов?

-Так сколько же значений у каждого слова?

-Называют их многозначные слова, и живут они в городе «Омоним».

-Так что же это за слова – омонимы?

-Молодцы! Первую главную задачу мы выполнили.

-Многозначные слова могут обозначать и предметы, и действия предметов, и признаки предметов.

-А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их лексическое значение.

Работа в группах.

1 группа – слово - золотой,

2 группа – слово звезда,

3 группа – язык,

4 группа – бежать.

План.

Определите все значения слова.

Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их в речи.

Сколько значений у них?

1гр.

Золотой предмет цвета золота.

Золотой – хороший человек.

Золотой, осенний, жёлтый лист.

2гр.

Звезда - самосветящееся небесное тело.

Талантливый человек. Морская звезда.

Украшение (награда).

3гр.

Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания её вкуса.

Язык у колокола.

Язык пламени.

Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.)

Пленный.

4гр.

Бежать – передвигаться быстро (живые существа).

Бежит ручей.

Бежит время.

Бежит по венам кровь.

Бегут облака.

Бежит машина.

-Так как же называются все эти слова?

- Мы выполнили вторую задачу.

- А третья задача - научиться употреблять, определять и различать в речи омонимы.

-Следующий этап нашей работы в городе «Омоним» - разрешение проблемной ситуации. Вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие путь (картинки).

Найти место встречи, решить лексическую задачу, отчитаться и сесть на место.

1 рисунок - ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта).

2 рисунок - ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент).

3 рисунок - РУЧКА (у человека, для письма, дверная).

4 рисунок - ЛУК (холодное оружие, овощ).

Вывод: надо знать значение слов, чтобы не заблудиться в их океане.

-А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы, диалоги с многозначными словами (омонимами).

1.Посмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, укажите в нем омонимы.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку!- добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

2). Лисички.

- Кто вы?

- Мы лисички – дружные сестрички.

- Ну а вы - то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной лапой?

Нет, ещё со шляпкой!

3). Колокольчики.

Колокольчик зазвонил,

Отдыхать нас поманил.

На лужайку мы бежим,

Чтоб набраться много сил.


Колокольчик там растет,

Удивительно цветет.

Мы не будем рвать цветы.

Не нарушим красоты.


4).За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно? (Г. Бойко)


5). Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?-

Лучше взял бы да и съел!... (А. Шибаев)


6).Инсценировка стихотворения А.Л. Барто «Разговор с дочкой».

- Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка)

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?»

«Ты не поймёшь, ещё мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Почему дочка не поняла маму? - Как же называются многозначные слова?

Выполнили и третью задачу: научились различать и употреблять омонимы в речи.


Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Строят высказывание.
















Называют значения слов.

Распознают многозначные слова.

-Несколько значений.


-Многозначные слова.




Работают в группах. Выполняют задание по плану.























-Многозначные слова или омонимы.



Выполняют задание. Определяют значение многозначных слов.








Инсценируют произведения.

Читают стихотворения. Отвечают на вопросы. Находят многозначные слова.


Заключительная часть

- Путешествие в город каких слов сегодня совершили?

-Какая информация для вас была открытием?

-На какую ступень познания школьной лесенки вы поднялись сегодня?


Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но это замечательно,

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты,

Читать, исследовать, искать.

И находить ответы!

Делают выводы о выполненной работе. Оценивают результаты совей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!