-Чтобы войти в новый город, надо прочитать стихи и объяснить значение слов. Ученики читают стихи И. Токмаковой «В чудной стране» и объясняют значение слов язычок, глазок, горлышко, ножка. Поводим к тому, что эти слова имеют не одно значение. 1ученик. В чужой стране, В чудной стране, Где не бывать Тебе и мне, 2уч. Ботинок черным язычком С утра лакает молочко 3уч. И целый день в окошко Глазком глядит картошка. 4уч. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, 5уч. А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В чужой стране, В чудной стране … Ты почему не веришь мне? -А какие ещё значения у этих слов? -Так сколько же значений у каждого слова? -Называют их многозначные слова, и живут они в городе «Омоним». -Так что же это за слова – омонимы? -Молодцы! Первую главную задачу мы выполнили. -Многозначные слова могут обозначать и предметы, и действия предметов, и признаки предметов. -А сейчас мы будем исследовать многозначные слова, т.е. узнавать их лексическое значение. Работа в группах. 1 группа – слово - золотой, 2 группа – слово звезда, 3 группа – язык, 4 группа – бежать. План. Определите все значения слова. Составьте несколько предложений с ними, правильно употребив их в речи. Сколько значений у них? 1гр. Золотой предмет цвета золота. Золотой – хороший человек. Золотой, осенний, жёлтый лист. 2гр. Звезда - самосветящееся небесное тело. Талантливый человек. Морская звезда. Украшение (награда). 3гр. Язык – мясистый орган во рту, служащий для подкладки зубам пищи и распознавания её вкуса. Язык у колокола. Язык пламени. Словесная речь человека по народности (русский, английский и т.д.) Пленный. 4гр. Бежать – передвигаться быстро (живые существа). Бежит ручей. Бежит время. Бежит по венам кровь. Бегут облака. Бежит машина. -Так как же называются все эти слова? - Мы выполнили вторую задачу. - А третья задача - научиться употреблять, определять и различать в речи омонимы. -Следующий этап нашей работы в городе «Омоним» - разрешение проблемной ситуации. Вы заблудились. Вот вам навигаторы, приборы, указывающие путь (картинки). Найти место встречи, решить лексическую задачу, отчитаться и сесть на место. 1 рисунок - ХВОСТ (у животного, причёска, хвост звезды, самолёта). 2 рисунок - ТРУБА (печная, труба сливная, музыкальный инструмент). 3 рисунок - РУЧКА (у человека, для письма, дверная). 4 рисунок - ЛУК (холодное оружие, овощ). Вывод: надо знать значение слов, чтобы не заблудиться в их океане. -А сейчас у нас культурная программа. Мы будем читать стихи, рассказы, диалоги с многозначными словами (омонимами). 1.Посмотрите инсценировку из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова, укажите в нем омонимы. Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: - А у меня дома овсянка! -Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка. - Люблю я овсянку!- добавил Сашка. - И я люблю! – сказал Матвей. - Она желтая, красивая такая! - И вкусная. Особенно с молоком! - Как это - вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка. - Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. - Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка. - Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей. - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела?! – изумился Матвей. 2). Лисички. - Кто вы? - Мы лисички – дружные сестрички. - Ну а вы - то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной лапой? Нет, ещё со шляпкой! 3). Колокольчики. Колокольчик зазвонил, Отдыхать нас поманил. На лужайку мы бежим, Чтоб набраться много сил. Колокольчик там растет, Удивительно цветет. Мы не будем рвать цветы. Не нарушим красоты. 4).За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? (Г. Бойко) 5). Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил – вертел баранку. А зачем крутил – вертел?- Лучше взял бы да и съел!... (А. Шибаев) 6).Инсценировка стихотворения А.Л. Барто «Разговор с дочкой». - Какое значение имеет в этом тексте слово теплота? (любовь, ласка) «Мне не хватает теплоты»,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты И в летние денёчки?» «Ты не поймёшь, ещё мала»,- Вздохнула мать устало. А дочь кричит: «Я поняла!»- И тащит одеяло. -Почему дочка не поняла маму? - Как же называются многозначные слова? Выполнили и третью задачу: научились различать и употреблять омонимы в речи. |