СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе "Логические задачи на установление соответствия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте представлено занятие внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности "Занимательная математика" во 2 классе "Логические задачи на установление соответствия"»

Тема: «Логические задачи на установление соответствия»

Класс: 2

Направление: общеинтеллектуальное «Юный математик»

Цель: способствовать формированию умений решать логические задачи на установление соответствия.

Задачи:

Образовательная: формировать умение решать логические задачи; формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, формировать приёмы умственных действий: сравнение, анализа.

Развивающая: развивать логическое мышление путем рассуждений, внимание, память.

Воспитательная:. содействовать воспитанию интереса к предмету и процессу познания в целом; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УУД:

-познавательные УУД: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умеют строить логические цепи рассуждений; владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей; умеют извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация); умеют перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-регулятивные УУД: развивают умения выполнять задания в соответствии с целью и задачами; развивают способность понимать, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления; умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

-коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем, формируют умение грамотно формулировать речь, умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

-личностные УУД: формируют внутреннюю позицию школьника; повышают учебно-познавательную мотивацию; формируют интерес к учению; развивают самостоятельность на занятиях математики; умеют адекватно оценивать свои возможности.


Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

-Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем занятия

нашего интеллектуального клуба «Юный математик».

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну королевы Логики, которая предложит нам много интересных заданий.

- Как вы думаете, какие качества понадобятся нам, чтобы справиться со всеми заданиями?

Задача 1.

-Прочитайте и решите первую задачу на слайде:


В хор записалось 36 учеников, а в кружок по рисованию – на 5 учеников меньше. Сколько учеников записалось в кружок по рисованию?

-Кто назовёт ответ?

-Каким действием решалась задача?

-Поднимите руки, у кого получился такой ответ.

-Молодцы!

Задача 2.

-Прочитайте и решите вторую задачу на слайде:


Купили 30 кг белой краски, а синей – на 7 кг меньше. Сколько всего кг краски купили?

-Кто назовёт ответ?

-Какими действиями решалась задача?

-Поднимите руку, у кого такой ответ?

Задача 3.

-Посмотрите на третью задачу, внимательно прочитайте её и решите:

В одном доме живут три подружки: Рита, Ксюша и Лена. Их фамилии: Петрова, Борисова и Семёнова. У Семёновой нет братьев, и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены. Назови фамилию каждой девочки.



-Кто скажет ответ?

-Почему с 1 и 2 задачей вы справились легко, а с третьей нет?

-Чем отличается третья задача?



-Ребята, а как же решать такие задачи?

-А как называются задачи, которые решаются без арифметических действий, только с помощью рассуждений?

-Тема нашего занятия: «Логические задачи».

-А что такое логическая задача?



-Поднимите руки те, у кого получилось решить эту задачу.

-Значит, чему мы должны на этом занятии?

-Верно, целью нашего занятия будет: научиться решать логические задачи.

Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.




-Внимательность, аккуратность, сообразительность и т.д.







-31 ученик.

-Вычитанием.








-53 кг.

-Сложением и вычитанием.










Высказывают разные варианты ответов. Приходят к общему выводу.

-Не знаем, разные ответы.


-Она отличается от первых двух.

-В ней нет заданных чисел. Её нельзя решить с помощью арифметических действий.

-С помощью рассуждений.

-Логические задачи.




-Задача, которая решается без арифметических действий, а при помощи рассуждений.



-Научиться решать логические задачи.

Основная часть

-Ребята, эта задача очень сложная, поэтому мы с вами решаем пока другую задачу, полегче, а потом обязательно вернемся к этой задаче.

1.Решение логической задачи с помощью рассуждений.

-Итак, прочитайте задачу №54, с.35 рабочей тетради:

-У Юры, Вити и Ромы живут 3 собаки: овчарка, такса и пудель, по одной у каждого. Подпиши по рисунком собаки имя её хозяина, если у Ромы не такса, а у Юры Ромы не пудель.

-О чем говорится в задаче?

-Как звали мальчиков?

-Какие породы собак были у мальчиков?

-Что еще известно в задаче?


-Что нужно определить в задаче?


-В условии сказано, что у Юры и Ромы не пудель, значит, пудель у кого?

-Подпишите в тетради.

-Какое еще условие есть в задаче?

-Если у Ромы не такса, а пудель у Вити, значит какая собака у Ромы?

-Подпишите в тетради.

-Если Витя хозяин –пуделя, а Рома хозяин- овчарки, то кто хозяин –таксы?

-Подпишите в тетради.

-Мы ответили на все требования задачи?

-Каким способом мы решали задачу? С помощью чего?


-Ребята в рассуждениях можно и запутаться, поэтому такие задачи придумали рассуждать с помощью таблицы.

- Сейчас мы с вами попробуем решить эту же задачу, но с помощью таблицы

2.Решение логической задачи при помощи таблицы.

-Ребята, у вас на партах лежит листочек с таблицей. У вас на партах, у меня на слайде.





-Как называются эти горизонтальные клеточки в таблице?

-Как называются эти вертикальные клеточки?

-Что записано в первом столбце?

-Что записано в первой строке в столбцах?

-Прочитайте еще раз задачу

-Какое условие самое главное в задаче? Кто его прочтет?

-О чем это говорит?

-Давайте сразу обозначим это условие. Знаком + мы будем обозначать верные условия, а знаком – неверные.


-Какие знаки поставим?




-Как звучит второе условие?

-Что это значит?

-Давайте обозначим это в таблице.

-Какие знаки поставим?








--Мы выяснили, что у Ромы овчарка, значит, может она быть у Юры?

- А какой тогда вариант остается?

-Заполните знаки в таблице.








- Мы ответили на требования задачи?

-Поднимите руки те, кому понравился и кто понял это способ решения.

-Чем удобен этот способ в отличии от рассуждений?


-Сейчас мы составим правила заполнения таблиц к логическим задачам.

- Посмотрите внимательно на знаки в каждой строке. Что интересного заметили? (Сколько знаков +?)

- Посмотрите внимательно на знаки в каждом столбце. Что интересного заметили? (Сколько знаков +?)

- Я начну, а вы продолжите первое правило заполнения таблицы. В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять...


- Я начну, а вы продолжите второе правило заполнения таблицы. Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим...


- Я начну, а вы продолжительность третье правило. Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком...

- Ребята, если у нас в каждом столбце и каждой строке стоит один знак плюс, может он еще где – то стоять?

- Если у нас в столбце или строке все места, кроме одного заняты знаком минус, может ли быть еще минус?

- В течении нашего занятия вам понадобятся эти правила, поэтому вы должны запомнить их.

3.Закрепление умения решать логические задачи.

-Ребята, помните, какая проблема у нас возникла в начале урока?

-Зная уже способ решения с помощью таблицы, давайте попробуем всё-таки решить эту задачу

-Итак, прочитайте задачу ещё раз

Каким способом будем решать?

-Используя, таблицу попробуем решить задачу.

В одном доме живут три подруги: Рита, Ксюша, и Лена. Их фамилии: Петрова, Борисова и Семёнова. У Семёновой нет братьев, и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены. Назови фамилию каждой девочки.

- Сколько девочек в задаче?

-Как зовут девочек?

-Какие фамилии у девочек?

-Что известно в задаче?




- Что нам нужно выяснить?

-Прочитайте первое условие задачи


-Может ли Семёнова и Ксюша быть одним и тем же человеком?

-Что это значит?

-Как отметим?




-Читаем следующее условие.

-Может ли Ксюша и Борисова быть одним и тем же человеком?

-Что это значит?

- Как отметим в таблице?

- Если Ксюша не Борисова и не Семёнова, тогда какая у нее фамилия?

- Как отметим?

-Мы выяснили, что Петрова это фамилия Ксюши.



-Может ли эта же фамилия быть у других девочек?

- Что это значит?

- Как отметим?





- Что еще сказано во втором условии?

-Вернитесь к первому условию. Что сказано?

- Что это значит?

- Если Лена не Семенова, как отметим в таблице?

-Если Лена не Семёнова и не Петрова, значит какая у нее фамилия?

-Как отметим?




- Что можете сказать о фамилии Риты?


- Как это отметим?

- Какая фамилия у Риты?

-Как отметим?






-Хорошо. Скажите, какой получился ответ.





4.Самостоятельная работа.

- Самостоятельно попробуем решить задачу 77 на странице 44 рабочей тетради:

В чашку, кувшин и стакан налили разные напитки: чай, квас и молоко. Определи, что в какую посуду налили, если все записи под рисунками неверные.

-Прочитайте задачу.

-О чем говорится в условии задачи.


-Рассмотрим внимательно записи под рисунками. О чем они говоря?


-Какое самое главное условие в задаче? Прочитайте.

-Используя таблицу на карточке, решите задачу и сделайте верные записи.

-Выполняем самостоятельно, после выполнения проверим.

-Давайте проверим работу.

-Поднимите руки, у кого ответ сошелся со слайдом.


Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Строят высказывание.







-О трёх мальчиках и о собаках.

-Юра, Витя, Рома.

-Овчарка, такса, пудель.

-Что у Ромы не такса, а у Юры и Ромы не пудель.

-Подписать под рисунком собаки, кто её хозяин.


-У Вити.


-У Ромы не такса.


-Овчарка.



-Юра.


-Да.

-Мы решали задачу с помощью рассуждений.







Выполняют задание. Рассуждают. Извлекают необходимую информацию. Оформляют решение в виде таблицы.


овчарка

такса

пудель

Юра




Витя




Рома




-Строки.


-Столбцы.

-Имена мальчиков.

-Клички собак.


-У Юры и Ромы не пудель.


-Что пудель у Вити.


овчарка

такса

пудель

Юра



-

Витя


+


Рома



-


-У Ромы не такса.

-Если у Ромы не такса и не пудель, значит у него –овчарка.


овчарка

такса

пудель

Юра



-

Витя


+


Рома

+

-

-




-Нет.

- У Юры –такса.



овчарка

такса

пудель

Юра



-

Витя


+


Рома

+

-

-


-Да.


-Удобный способ, так как в таблице видны сразу все условия задачи.





-Один плюс.



-Один плюс.




-В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять только один знак "+".


- Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим знак (+).


− Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком (-)


-Нет .



-Нет.



Выполняют задание. Рассуждаю. Извлекают необходимую информацию. Оформляют решение в виде таблицы.






-Табличным.








-3

-Рита, Ксюша и Лена.

-Петрова, Борисова, Семёнова.

- У Семёновой нет братьев и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены

- Фамилию каждой девочки.

- У Семёновой нет братьев и она моложе Ксюши.


- Нет.

- Что Ксюша не Семёнова

- Минусом.


Петрова

Борисова

Семёнова

Лена




Ксюша



-

Рита





- Ксюша старше Борисовой.


- Нет

- Что Ксюша не Борисова.

- Минусом.


- Петрова

- Плюсом



Петрова

Борисова

Семёнова

Лена




Ксюша

+

-

-

Рита




-Нет.

-Что Лена и Рита не Петровы

-Минусами


Петрова

Борисова

Семёнова

Лена

-



Ксюша

+

-

-

Рита

-



-Ксюша учится в одном классе с братом Лены.

-У Семеновой нет братьев.


-Что Лена не Семёнова.

-Минусом.

- Борисова.

- Плюсом.


Петрова

Борисова

Семёнова

Лена

-

+

-

Ксюша

+

-

-

Рита

-



-Рита точно не Борисова, так как Борисова Лена.

-Минусом.

- Семенова.

-Плюсом.


Петрова

Борисова

Семёнова

Лена

-

+

-

Ксюша

+

-

-

Рита

-

-

+


- Лена Борисова, Ксюша Петрова, Рита Семёнова.







-О чашке, кувшине, стакане и о напитках в них: чай, квас, молоко.

- Что в стакане чай или квас, в чашке -квас, в кувшине-молоко.


-Все записи под рисунками неверные.


-В стакане не чай и не квас.




чай

квас

молоко

чашка

+

-

-

кувшин

-

+

-

стакан

-

-

+



Заключительная часть




-Какую тему мы сегодня с вами изучали?

-Что же такое логическая задача?




-С какими способами мы с вами познакомились?

-Какой способ вам больше понравился?

-Какую цель мы с вами ставили?

- Ребята, у вас на партах лежат карточки. На них изображены ступеньки. Первая ступень будет обозначать, что вы научились решать логические задачи, то есть справились с решением самой простой задачи из самостоятельной работы. Вторая ступень будет обозначать, что вы смогли решить вторую задачу из самостоятельной работы, которая по сложней. Третья ступень будет обозначать что вы все поняли на уроке, у вас все получалось и вы смогли решить третью, самую сложную задачу.

- Поднимите свои карточки со ступеньками и покажите мне.

-Спасибо за активную работу на занятии.

Делают выводы о выполненной работе. Оценивают результаты совей деятельности.

-Логические задачи.

-Логическая задача-это задача, при решении которой не требуется математических вычислений, а только логическое мышление.

-Рассуждение, таблица.

-С использованием таблицы.

-Научиться решать логические задачи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!