-Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем занятия нашего интеллектуального клуба «Юный математик». -Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну королевы Логики, которая предложит нам много интересных заданий. - Как вы думаете, какие качества понадобятся нам, чтобы справиться со всеми заданиями? Задача 1. -Прочитайте и решите первую задачу на слайде: В хор записалось 36 учеников, а в кружок по рисованию – на 5 учеников меньше. Сколько учеников записалось в кружок по рисованию? -Кто назовёт ответ? -Каким действием решалась задача? -Поднимите руки, у кого получился такой ответ. -Молодцы! Задача 2. -Прочитайте и решите вторую задачу на слайде: Купили 30 кг белой краски, а синей – на 7 кг меньше. Сколько всего кг краски купили? -Кто назовёт ответ? -Какими действиями решалась задача? -Поднимите руку, у кого такой ответ? Задача 3. -Посмотрите на третью задачу, внимательно прочитайте её и решите: В одном доме живут три подружки: Рита, Ксюша и Лена. Их фамилии: Петрова, Борисова и Семёнова. У Семёновой нет братьев, и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены. Назови фамилию каждой девочки. -Кто скажет ответ? -Почему с 1 и 2 задачей вы справились легко, а с третьей нет? -Чем отличается третья задача? -Ребята, а как же решать такие задачи? -А как называются задачи, которые решаются без арифметических действий, только с помощью рассуждений? -Тема нашего занятия: «Логические задачи». -А что такое логическая задача? -Поднимите руки те, у кого получилось решить эту задачу. -Значит, чему мы должны на этом занятии? -Верно, целью нашего занятия будет: научиться решать логические задачи. | Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения. -Внимательность, аккуратность, сообразительность и т.д. -31 ученик. -Вычитанием. -53 кг. -Сложением и вычитанием. Высказывают разные варианты ответов. Приходят к общему выводу. -Не знаем, разные ответы. -Она отличается от первых двух. -В ней нет заданных чисел. Её нельзя решить с помощью арифметических действий. -С помощью рассуждений. -Логические задачи. -Задача, которая решается без арифметических действий, а при помощи рассуждений. -Научиться решать логические задачи. |
-Ребята, эта задача очень сложная, поэтому мы с вами решаем пока другую задачу, полегче, а потом обязательно вернемся к этой задаче. 1.Решение логической задачи с помощью рассуждений. -Итак, прочитайте задачу №54, с.35 рабочей тетради: -У Юры, Вити и Ромы живут 3 собаки: овчарка, такса и пудель, по одной у каждого. Подпиши по рисунком собаки имя её хозяина, если у Ромы не такса, а у Юры Ромы не пудель. -О чем говорится в задаче? -Как звали мальчиков? -Какие породы собак были у мальчиков? -Что еще известно в задаче? -Что нужно определить в задаче? -В условии сказано, что у Юры и Ромы не пудель, значит, пудель у кого? -Подпишите в тетради. -Какое еще условие есть в задаче? -Если у Ромы не такса, а пудель у Вити, значит какая собака у Ромы? -Подпишите в тетради. -Если Витя хозяин –пуделя, а Рома хозяин- овчарки, то кто хозяин –таксы? -Подпишите в тетради. -Мы ответили на все требования задачи? -Каким способом мы решали задачу? С помощью чего? -Ребята в рассуждениях можно и запутаться, поэтому такие задачи придумали рассуждать с помощью таблицы. - Сейчас мы с вами попробуем решить эту же задачу, но с помощью таблицы 2.Решение логической задачи при помощи таблицы. -Ребята, у вас на партах лежит листочек с таблицей. У вас на партах, у меня на слайде. -Как называются эти горизонтальные клеточки в таблице? -Как называются эти вертикальные клеточки? -Что записано в первом столбце? -Что записано в первой строке в столбцах? -Прочитайте еще раз задачу -Какое условие самое главное в задаче? Кто его прочтет? -О чем это говорит? -Давайте сразу обозначим это условие. Знаком + мы будем обозначать верные условия, а знаком – неверные. -Какие знаки поставим? -Как звучит второе условие? -Что это значит? -Давайте обозначим это в таблице. -Какие знаки поставим? --Мы выяснили, что у Ромы овчарка, значит, может она быть у Юры? - А какой тогда вариант остается? -Заполните знаки в таблице. - Мы ответили на требования задачи? -Поднимите руки те, кому понравился и кто понял это способ решения. -Чем удобен этот способ в отличии от рассуждений? -Сейчас мы составим правила заполнения таблиц к логическим задачам. - Посмотрите внимательно на знаки в каждой строке. Что интересного заметили? (Сколько знаков +?) - Посмотрите внимательно на знаки в каждом столбце. Что интересного заметили? (Сколько знаков +?) - Я начну, а вы продолжите первое правило заполнения таблицы. В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять... - Я начну, а вы продолжите второе правило заполнения таблицы. Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим... - Я начну, а вы продолжительность третье правило. Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком... - Ребята, если у нас в каждом столбце и каждой строке стоит один знак плюс, может он еще где – то стоять? - Если у нас в столбце или строке все места, кроме одного заняты знаком минус, может ли быть еще минус? - В течении нашего занятия вам понадобятся эти правила, поэтому вы должны запомнить их. 3.Закрепление умения решать логические задачи. -Ребята, помните, какая проблема у нас возникла в начале урока? -Зная уже способ решения с помощью таблицы, давайте попробуем всё-таки решить эту задачу -Итак, прочитайте задачу ещё раз Каким способом будем решать? -Используя, таблицу попробуем решить задачу. В одном доме живут три подруги: Рита, Ксюша, и Лена. Их фамилии: Петрова, Борисова и Семёнова. У Семёновой нет братьев, и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены. Назови фамилию каждой девочки. - Сколько девочек в задаче? -Как зовут девочек? -Какие фамилии у девочек? -Что известно в задаче? - Что нам нужно выяснить? -Прочитайте первое условие задачи -Может ли Семёнова и Ксюша быть одним и тем же человеком? -Что это значит? -Как отметим? -Читаем следующее условие. -Может ли Ксюша и Борисова быть одним и тем же человеком? -Что это значит? - Как отметим в таблице? - Если Ксюша не Борисова и не Семёнова, тогда какая у нее фамилия? - Как отметим? -Мы выяснили, что Петрова это фамилия Ксюши. -Может ли эта же фамилия быть у других девочек? - Что это значит? - Как отметим? - Что еще сказано во втором условии? -Вернитесь к первому условию. Что сказано? - Что это значит? - Если Лена не Семенова, как отметим в таблице? -Если Лена не Семёнова и не Петрова, значит какая у нее фамилия? -Как отметим? - Что можете сказать о фамилии Риты? - Как это отметим? - Какая фамилия у Риты? -Как отметим? -Хорошо. Скажите, какой получился ответ. 4.Самостоятельная работа. - Самостоятельно попробуем решить задачу 77 на странице 44 рабочей тетради: В чашку, кувшин и стакан налили разные напитки: чай, квас и молоко. Определи, что в какую посуду налили, если все записи под рисунками неверные. -Прочитайте задачу. -О чем говорится в условии задачи. -Рассмотрим внимательно записи под рисунками. О чем они говоря? -Какое самое главное условие в задаче? Прочитайте. -Используя таблицу на карточке, решите задачу и сделайте верные записи. -Выполняем самостоятельно, после выполнения проверим. -Давайте проверим работу. -Поднимите руки, у кого ответ сошелся со слайдом. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Строят высказывание. -О трёх мальчиках и о собаках. -Юра, Витя, Рома. -Овчарка, такса, пудель. -Что у Ромы не такса, а у Юры и Ромы не пудель. -Подписать под рисунком собаки, кто её хозяин. -У Вити. -У Ромы не такса. -Овчарка. -Юра. -Да. -Мы решали задачу с помощью рассуждений. Выполняют задание. Рассуждают. Извлекают необходимую информацию. Оформляют решение в виде таблицы. | овчарка | такса | пудель | Юра | | | | Витя | | | | Рома | | | | -Строки. -Столбцы. -Имена мальчиков. -Клички собак. -У Юры и Ромы не пудель. -Что пудель у Вити. | овчарка | такса | пудель | Юра | | | - | Витя | | + | | Рома | | | - | -У Ромы не такса. -Если у Ромы не такса и не пудель, значит у него –овчарка. | овчарка | такса | пудель | Юра | | | - | Витя | | + | | Рома | + | - | - | -Нет. - У Юры –такса. | овчарка | такса | пудель | Юра | | | - | Витя | | + | | Рома | + | - | - | -Да. -Удобный способ, так как в таблице видны сразу все условия задачи. -Один плюс. -Один плюс. -В каждой строке и каждом столбце таблицы может стоять только один знак "+". - Если в строке или столбце все места, кроме одного заняты знаком (-), то на свободное место ставим знак (+). − Если в строке или столбце уже есть знак (+), то остальные места должны быть заняты знаком (-) -Нет . -Нет. Выполняют задание. Рассуждаю. Извлекают необходимую информацию. Оформляют решение в виде таблицы. -Табличным. -3 -Рита, Ксюша и Лена. -Петрова, Борисова, Семёнова. - У Семёновой нет братьев и она моложе Ксюши. Ксюша старше Борисовой и учится в одном классе с братом Лены - Фамилию каждой девочки. - У Семёновой нет братьев и она моложе Ксюши. - Нет. - Что Ксюша не Семёнова - Минусом. | Петрова | Борисова | Семёнова | Лена | | | | Ксюша | | | - | Рита | | | | - Ксюша старше Борисовой. - Нет - Что Ксюша не Борисова. - Минусом. - Петрова - Плюсом | Петрова | Борисова | Семёнова | Лена | | | | Ксюша | + | - | - | Рита | | | | -Нет. -Что Лена и Рита не Петровы -Минусами | Петрова | Борисова | Семёнова | Лена | - | | | Ксюша | + | - | - | Рита | - | | | -Ксюша учится в одном классе с братом Лены. -У Семеновой нет братьев. -Что Лена не Семёнова. -Минусом. - Борисова. - Плюсом. | Петрова | Борисова | Семёнова | Лена | - | + | - | Ксюша | + | - | - | Рита | - | | | -Рита точно не Борисова, так как Борисова Лена. -Минусом. - Семенова. -Плюсом. | Петрова | Борисова | Семёнова | Лена | - | + | - | Ксюша | + | - | - | Рита | - | - | + | - Лена Борисова, Ксюша Петрова, Рита Семёнова. -О чашке, кувшине, стакане и о напитках в них: чай, квас, молоко. - Что в стакане чай или квас, в чашке -квас, в кувшине-молоко. -Все записи под рисунками неверные. -В стакане не чай и не квас. | чай | квас | молоко | чашка | + | - | - | кувшин | - | + | - | стакан | - | - | + | |